Не являясь большим ценителем искусства, дань прекрасному отдать получается разве что в какой-нибудь другой стране, когда едешь туда на экскурсию. Ну, как это побывать в Стокгольме и не сходить в музей Васа? Или побывать в Минске и обойти стороной музей истории Великой Отечественной войны? Впечатления же от посещения местных музеев, чаще всего, остаются в памяти родом из детства, когда тебя туда водили родители или заставляли идти туда со школьной экскурсией. Только так я могу охарактеризовать свои воспоминания от посещения латвийского национального художественного музея времен еще 20 века. Именно тогда, еще в прошлом веке, я была в нем последний раз. Правда, была и с родителями, и с классом, и может быть даже не один раз.
Сколько воды утекло с тех пор...
Пришло время становится субъектом воспоминаний для дочери.
И я почему-то больше, чем уверена, что эти воспоминания у нее в будущем будут добрыми и позитивными, т.к. удовольствие мы с ней получили одинаково огромное.
Обзор картин музея
Я никогда не думала, что я буду стоять у картины и пристально в нее вглядываться, не в силах отвести взгляд.
И вроде бы ничего сверхъестественного в картине латышского художника Уга Скулме (Uga Skulme) нет. Мельница и мельница, хоть и ветряная. Но выражаясь современным языком, мне она представилась в формате 3D. Можно долго заигрывать со своим воображением, рассматривая картину со всех сторон.
Заставил остановиться возле стенда со своими картинами и художник Екабс Казакс (Jēkabs Kazaks):
И опять же ничего сверхординарного, но подборка его автопортретов заставила задуматься о реалиях нашей жизни. Мы все возмущаемся засильем селфи в наши дни. Ну, как возмущаемся? Кто-то возмущается, кто-то недоумевает, а кто-то их клепает, как булочник пирожки. Но страсть к самолюбованию присуща людям во всем времена. Просто сейчас свой автопортрет может создать любой, у кого есть камера, а раньше такая возможность была у людей, наделенных художественными способностями. Боюсь только через сотню лет наши изображения не будут представлять такую художественную ценность...
Вклад Аугуста Домбровскиса (Augusts Dombrovskis), изображенного на картине ниже, для своей страны куда более ценен, чем его современного однофамильца
О нем я, кстати, упоминала в этой статье, когда писала про дворец Культуры Ziemeļblāzma. Как же непропорционально мало о нем информации по отношению к его продуктивной деятельности.
Только сейчас обратила внимание, что картина, выполненная в стиле, который лично я не понимаю и не люблю принадлежит перу автора, художественными способностями которого я только что восхищалась, описывая его работу под названием "Ветряная мельница" (Vējdzirnavas). Этот портрет под названием "Мужчина за столом" тоже работа Uga Skulme:
На ребенка же моего неизгладимое впечатление произвел автопортрет художника Ольгерта Абелита (Oļģerts Ābelīte):
В целом, собрание музея составляет десятки тысяч экспонатов, разделённых на две коллекции: коллекция латвийского искусства и коллекция зарубежного искусства. В свою очередь, в художественном музее, расположенном по адресу Jaņa Rozentāla laukums, 1 (или согласно другим данным, по адресу - ул. Кr. Valdemāra iela, 10a) и о котором речь идет в данной статье, представлены работы латвийских художников самых разных стилей и направлений. (Работы зарубежных художников находятся в здании Рижской биржи (надо будет сходить и туда)).
Но при всем богатстве выбора лично мне по душе больше картины с понятным и узнаваемым изображением. До чего же приятно было увидеть картину с изображением развалин замка, на которых мы были всего несколько месяцев назад. Речь идет о развалинах замка в Кокнесе:
Ну, а церкви - это моя особенная страсть. И не потому, что я религиозная фанатичка, а просто я люблю их фотографировать и писать о них на своем еще одном блоге - "Храмы мира". Естественно, их изображение на полотне не может оставить мою душу ровной:
Зато совершенно равнодушно для меня прошло созерцание экспозиции т.н. современного искусства. Если демонстрацию урины можно назвать искусством...:
И уж много риторических вопросов (преимущественно с нецензурной интонацией) у меня появилось после вот таких экспонатов:
Первая работа (работа ли?) принадлежит латвийской художнице Айи Зарини (Aija Zariņa), вторая - Борису Берзиньшу (Boriss Bērziņš), видимо, которому не давали покоя лавры Малевича... Третья - не помню кому...
Ох, не за это я деньги я платила...
Ну, да ладно. Деньги-то не такие уж и большие. Это я так, просто к слову сказала. Прейскурант цен, кстати, вы можете посмотреть на официальном сайте музея - http://www.lnmm.lv/ru/ceni.
Одно созерцание стен самого музея стоит того, чтобы купить входной билет:
Не говоря уж о его исторической ценности.
История музея
Здание, фасад которого выполнен в стиле барокко и классицизма, было изначально построено в 1905 году для нужд музея. Его архитектор - Вильгельм Нейман (нем. Carl Johann Wilhelm Neumann, латыш. Vilhelms Neimanis).
Днем, тем более, пасмурным, конечно, оно смотрится не так ярко, как в вечерней подсветке, но его архитектурных достоинств это не умаляет:
Это именно, что касается самого здания, ибо история самого музея значительно старше и начинается она в 1773 году, когда известный врач, фармацевт, коллекционер и меценат Николаус фон Химзель (латыш. Nikolauss fon Himzels) передал в дар Риге свой "Музей Химзеля", собранный ни одним поколением семейства и в коллекцию которого входили древние монеты и предметы средневековья. Этапы пополнения коллекции национального музея Латвии крайне разнообразны. И не в пример другим латвийским сайтам, официальный сайт музея эту информацию доводит до сведения заинтересованных лиц и на русском языке в том числе - http://www.lnmm.lv/ru/o_nas/istori
Возвращаясь к зданию музея, надо сказать, что оно прослужило верой и правдой людям без капитального ремонта целых 107 лет. Только в 2012 году была начата капитальная его реконструкция, в результате которой обновленные двери распахнулись перед посетителями 4 мая 2016 года.
Как утверждают СМИ, в результате строительных манипуляций, площадь музея увеличена более чем в два раза. Под землей и под крышей (с которой, кстати, можно попасть на террасу) построены новые залы. И если на террасу мы не попали в силу погодных условий, т.к. дело происходило 5 января 2019 года, то в зале под крышей мы неплохо отдохнули:
А по потолку подземного зала с удовольствием и уже без страха (после Шанхая-то) прошлись:
Вот такие мои впечатления от посещения национального художественного музея Латвии.
А еще я советую прочитать и, если там еще не бывали, побывать в таких музеях Латвии, как:
- Краеведческий музей в Акнисте
- Музей Мюнхгаузена
- Музей хлеба в Аглоне
- Музей кукол в Прейли
- Музей культуры Даудери
- Музей "Кароста" (Karosta) в Лиепае
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!
В такое здание музея зайдешь только с чувством благоговения - до того оно красивое, даже роскошное. Я тоже удивляюсь на непонятные картины - что же в голове художника происходило, когда он "ваял" такое?
И не могу не сказать - так хорошо иметь такую спутницу в прогулках как у тебя!
В любом деле хорошо иметь единомышленника 🙂
Это очень верно!
Очень красивые музей. Тут есть на что посмотреть.
В Латвии всегда умели создавать и поддерживать красоту искусства. Они могут преподнести всё на свой манер, сделать всё по особенному и это привлекает. музей очень впечатляет, тут можно погрузиться полностью в мир искусства)
Какой интересный музей! И здания музея - это нечто, очень красивая архитектура. В вечерне подсветке - вообще супер!
Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придёт тот, кто идёт к тебе.
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.