Риторическое древо

Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

риторическое древоВ учебнике Александрова Д.Н. нашла интересное понятие, используемое еще древними ораторами, для обозначения ораторского выступления — «Риторическое древо».

В нем четко вырисовываются главные составляющие успешного выступления оратора перед публикой.

* Александров Д.Н. Риторика: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Так, опираясь на рисунок, можно выделить следующие его составные части:

1 — корень древа. Это причина, скрытая от глаз аудитория, которая привела оратора на трибуну.

А причины эти могут быть самые разные:

а) Для кого-то это желание прославиться;

б) Кто-то надеется получить за свое выступление определенную денежную сумму

в) Кто-то рассчитывает на безвозмездную передачу своих знаний, в надежде, что она будет кому-то полезной и т.п.

2 — ствол. Он представляет собой непосредственную тему выступления.

3 — основные ветви. Здесь подразумеваются основные вопросы, выносимые на рассмотрение  по теме выступления.

4 — мелкие веточки. Это подвопросы, на которые делится каждый основной вопрос темы;

5 — крона древа, представленная листьями. Здесь, явно, прослеживается связь со словами, в которые оратор облекает свое выступление.

6 — цветы. Это те украшения, которые позволяют сделать речь изящной, выразительной.

Цицерон такое украшение называл «лекиф» (лекиф — это античный сосуд тонкой работы, в котором женщины хранили духи, розовое масло и пр., который также использовался и в похоронном обряде).

* Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1989 — 704 с.

Таким образом, как связаны между собой все части «древа», так они соотносятся с частями ораторского выступления. Например, причина, заставившая оратора подняться на трибуну (корень древа), тесно взаимосвязана с теми ораторскими украшениями (цветами), которые он посчитает нужным использовать во время своего выступления.

При этом, в теории риторики «цветы» делятся на тропы и фигуры, которые мы уже рассматривали. Здесь вы можете посмотреть, что такое троп и что такое фигура речи.

Так, небольшой пример, все мы знаем выражение «бабье лето», представляющее собой олицетворение. Чем не украшение речи?

С целью пополнения своего словарного запаса, повышения мастерства красноречия важно прослушивать риторические образцы, годные для подражания, выписывать из них примеры оригинальных ораторских приемов, стараться их запомнить и в дальнейшем использовать в своих собственных выступлениях.

Но не надо думать, что только тропами и фигурами речи ограничивается ораторский лекиф.  Для этого может быть задействовано использование цитат, пословиц и поговорок, элементов юмора или остроумия,  различные модуляции голоса, всевозможные  обращения, в т.ч риторический вопрос и риторическое обращение и т.п.

Как утверждал Квинтилиан в своих «Риторических наставлениях», «Оратор всегда достигнет своего предмета, когда будет говорить хорошо». При этом он оправдывает риторику, которую многие обвиняют в том, что «она пороки употребляет в свою пользу, к чему никакая другая наука не прибегает: что она и ложное утверждает, и возбуждает страсти». О необходимости качества, способного возбуждать страсти человеческие, писал много позже и М.В. Ломоносов.

По мнению Квинтилиана, ни ложные утверждения, ни возбуждение страстей не вредят, если

«делается с добрым намерением, следовательно и не порок. Ибо говорить неправду иногда и мудрому позволительно, и возбуждать страсти Оратору нужно, когда судью к справедливости иначе подвигнуть не можно. Часто судьи бывают люди простые, несведущие; потребен нередко обман, чтоб не допустить до заблуждения. Если б судилища всегда состояли из сословия мудрых, которые не предубеждались бы ни ненавистью, ни приятностью, ни страхом, ни надеждою, ни ложными свидетелями, тогда мало места осталось бы для красноречия; оно служило бы одним услаждением для слушателей. Но ежели имеешь дело с людьми пристрастными, ежели истине противополагается бесчисленное множество препятствий, то необходимо надобно сражаться и хитростью и всем тем, что только может обратить к здравому рассудку. Ибо кто с прямой дороги сбился, того опять вывести на нее иначе нельзя, разве околицею…»*

* М. Фабий Квинтиллиан. Риторические наставления [Перевод с латинского А. Никольского, 1834 г.]

Кроме того, успех ораторской речи не может не зависеть от места и времени выступления оратора. То же самое плохое самочувствие оратора способно привести к тому,  что он будет вынужден перестраивать план речи, используя те ораторские приемы, которые он захочет и сможет предъявить слушателям именно в данный момент, выступая по по конкретной теме, в нужном месте и в заранее оговоренное время.

Таким образом, как мы видим, риторика еще древних времен уделяла самое пристальное внимание предварительной творческой и профессиональной подготовки оратора, что позволяло, в конечно итоге,  избежать ему многих досадных ошибок в момент своего выступления.

И особенно интересно почитать вышеуказанную книгу Квинтилиана, где он уделяет пристальное внимание воспитанию подрастающего поколения, в которое только закладываются основы будущего красноречия.

Вот некоторые цитаты из его книги:

«Прежде всего надобно смотреть, чтобы кормилицы не имели дурного выговора или испорченного наречия. Хрисипп советует избирать для сего, если есть возможность, самых умных и добродетельных. Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтоб они и говорили чисто. Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старается. И естественно, удерживаем долее в памяти то, чему в малолетстве научаемся…. А притом еще, худые привычки в нас тем более укореняются. И всякое добро удобно во зло переменяется: и всегда ли удается превратить худое в хорошее? Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном возрасте, не приучался к такому выговору, или наречию, от которого отучать после будет нужно».

Или

«…. Надобно, чтоб дети перенимали более то, что украшает душу, нежели разум; ибо все, чему в нежном и неопытном возрасте научаются, глубже в умах их укореняется»

Или это:

«Можно ли найти человека, не говорю, столько малосведущего, но столько невежественного, который бы воображал, что строить дома, составлять ткани, и делать из земли сосуды, без науки невозможно: а о Красноречии, которое есть самое превосходное и прекрасное дело, как мы показали выше, подумал бы, что оно достигло до высочайшей степени совершенства без всякой науки».

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

12 комментариев

  1. Wee said:

    Изумительный пост. Идея древа актуальна была, есть и, уверена, будет! А ты сама попробовала применять такую «деревянную» ментальную карту?

    03.05.2011
    Reply
    • @Wee, Ты знаешь, Алена, я сама как-то не публичный человек. Особой надобности в этом у меня не было. Но даже, скажем, небольшие поползновения в сторону публичной передачи своей мысли, все равно упираются в эту «деревянную основу».
      Я сама, когда увидела этот дар природы, приятно поразилась, насколько точно все подмечено и этой информацией мне захотелось поделиться с другими.

      03.05.2011
      Reply
  2. Onegai said:

    Статья интересная получилась. Но нашему народу не понять. Наверное потому мало комментариев. Наша страна никогда наверное не вырастит в интеллектуальном плане, чтобы забросить контакт и начать общаться вот так, по грамотному! sad

    P.S. Кристина сделай так, чтобы ответы на комментарии приходили на почту, а не просто уведомления о том, что есть комментарий.

    05.05.2011
    Reply
    • @Onegai, Спасибо, Сергей! Но дело не всегда в комментариях. Тема, довольно, узкая и специфическая. Надеюсь, может просто кому-то понадобится эта информация для ознакомления, хотя бы тем, кто учится
      А неужели, по-прежнему, приходят только уведомления? Я вроде бы отрегулировала. Ко мне, во всяком случае, на почту приходит весь текст комментария

      05.05.2011
      Reply
    • @Onegai, Сергей, я наконец-то поняла, о чем ты говорил. Надеюсь, сейчас я исправила и ответ на комментарий будет приходить в полном оъеме

      06.05.2011
      Reply
  3. Onegai said:

    Вот что приходит:

    Жизнь и философия информирует: на Ваш комментарий в записи «Риторическое древо» написали ответ

    Более подробную информацию Вы можете увидеть на этой странице:
    http://rithelp.ru/2011/05/ritoricheskoe-drevo/#comment-1789

    Спасибо! С уважением, «Жизнь и философия». Это сообщение создано роботом, не стоит на него отвечать.

    05.05.2011
    Reply
  4. Уважаемый мои читатели, скажите, всем такое уведомление приходит? Я вроде бы исправляла эту ситуацию..

    05.05.2011
    Reply
    • Wee said:

      @Кристина, Мне раньше приходило просто оповещение, без такста комментария, а теперь все нормально.)

      05.05.2011
      Reply
      • @Wee, Спасибо, Алена, за ответ!
        Вот и я думаю, что я вроде бы исправила ситуацию.
        Сергей, это надо тебе, наверное, попробовать обновить подписку на комментарии. Надеюсь это недоразумение не испортит общего впечатления от общения на блоге и ты сможешь с легкостью в дальнейшем общаться здесь.

        05.05.2011
        Reply
  5. Евгения said:

    Пишет то Александров хорошо…а вот я его студентка…и мне всё это у него применять на практике.

    05.05.2011
    Reply
    • @Евгения, Понимаю! Сама была студенткой
      Но, ведь, это же хорошо — 5 лет помучаться, зато потом никаких проблем не будет — ни с составлением плана речи, ни с ее произнесением. А это очень, даже, важно!

      05.05.2011
      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *