Риторика текста, как часть теории аргументации

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

 Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

как наше слово отзоветсяПродолжаю тему неориторикинауки убеждающей коммуникации.

В прошлой статье мы рассматривали ее составную часть – риторику межличностного общения. В данной статье речь пойдет о таком понятии, как риторика текста, которая, надо сказать, в наши дни особо востребована, т.к. только посредством слова, произнесенного или закрепленного документально, происходит управление жизнью общества, формируется личность.

Если раньше риторика только обучала говорящего правилам речи, то неориторика воспитывает активность читателей, заставляя их самих находить правила чтения и понимания текста, для чего в нее включен ряд культурологических аспектов:

1. овладение правильной речью (литературной нормой);

2. овладение речевым мастерством. Здесь имеется в виду не только следование литературным нормам, но и умение выбрать из существующих вариантов наиболее точный по смыслу и уместный по стилю.

Используя эти средства, неориторика и становится теорией убеждающей коммуникации, основой которой является аргументация.

С точки зрения неориторики, выбор риторического аргумента прямо зависит от содержания, которое хочет вложить в него автор, от того, в каком ракурсе будет рассматриваться вопрос – определенная проблематика или описание, в виде бесстрастного логического или эмоционального рассуждения, констатации факта, как, например,объявление сдам квартиру посуточно в Киеве  и т.п.

Риторика возводит их к источникам, или модусам убедительности: логосу (апелляция к рассудку), этосу (апелляция к моральным принципам) и пафосу (апелляция к чувствам).

Основным приемом современных ораторов-демагогов является метафора в виде афоризмов, притч, пословиц. Именно в них скрыта "ловушка" для простодушного слушателя. Дело в том, что в современном мире строгая логика мысли редко участвует в убеждении, а выступает лишь в виде коротких последовательностей, связующих понятия. Мозаичная культура современного телевидения (круглосуточный показ новостей в выгодном для редактора телеканала) все чаще убеждает не на основе строгих логических доказательств, а на основе ассоциации идей, где главным является не логический, а эстетический момент, слушателя не столько убеждают, сколько обольщают, чтобы соблазнительное выдавать за убедительное, слушатель становится таким образом жертвой манипуляции.*

* Сурин Н.А. Риторика: курс-конспект лекций для студентов вузов. Рига, 1998.

Поэтому те, кто не хочет попасть в ловушку, расставленную манипулятором, должен овладеть методами логики и риторики, чтобы умело высказывать свое собственное  мнение.  И потому, тем более, важно развивать свою речь логически, психологически и лингвистически. И уж тем более, знание методов логики и риторики не будут лишними при выполнении любых трудовых функций, будь то работа в Лабинске, Краснодаре или любом другом городе.

 На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Комментарии к записи "Риторика текста, как часть теории аргументации"
  1. Прочитал название статьи, и задумался :)) Если серьезно, искусство говорить, или как это стало можно - ораторствовать, прививается относительно быстро, главное задаться целью...

  2. Самое лучшее и простое средство не попасть в ловушку - не включать телевизор и не читать газеты. Выбирать информацию самостоятельно. Но знания логики, риторики, психологии будут только на пользу всем простодушным, склонным стать жертвами манипуляций. Власть слова безгранична. Талантливые люди могут убедить в чем угодно доверчивых слушателей, зрителей. Одним своим умением говорить.

    • @Maria Trudler, Да, Маша, согласна с тобой - власть слова безгранична! Но по поводу выбирать информацию - это тоже, как посмотреть. Мы выбираем только то, что нравится нам, что подходит нам по нашему менталитету, представлениям, идеалам, но это тоже далеко не значит, что нами не манипулируют. Просто заходят с другой стороны. Банальный пример- на одном канале говорят, что все сильно пахнущие порошки - это сплошная химия, это вредно и мы верим, мы хотим верить. По другому каналу говорят, что все сильно пахнущие порошки - да, это химия, но порошка без химии не бывает. И именно этот порошок - самый лучший. И в этом тоже есть своя правда и мы верим опять этому....Мы поддаемся влиянию настолько, насколько это удовлетворяет наши представления и интересы.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Случайная цитата

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

— Эрих Мария Ремарк