«Риторика» Аристотеля – апофеоз древнегреческой риторики

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

ritorikaИтог аттическому красноречию подвел Аристотель, выпустивший в 355 г. до н.э. книгу «Риторика».

Там он выдвигает следующие важнейшие положения:

1. Риторика носит характер всеобщности, так как она находит средства убеждения для любого предмета:

«Риторика — искусство,  соответствующее  диалектике,  так  как обе они  касаются  таких  предметов,  знакомство с которыми может  некоторым  образом считаться общим достоянием  всех  и каждого и которые не относятся к области какой-либо  отдельной науки.

Риторика полезна, потому  что истина  и справедливость по своей природе сильнее  своих  противоположностей, а если решения выносят с не  должным образом, то истина и справедливость обычно  бывают  побеждены  своими противоположностями, что достойно порицания…  Запомните это, если вам надо будет писать курсовую на эту тему — самому или вы будете заказывать курсовую, неважно http://zakazat-kursovuyu.ru/index.php/zakazat-kontrolnuyu-rabotu/zakazat-kursovuyu-rabotu. Кроме того, необходимо уметь доказывать противоположное, так же, как и в силлогизмах, не для  того, чтобы действительно доказывать  и то, и  другое,  потому  что  не должно  доказывать  что-нибудь  дурное,  но для  того, чтобы знать, как  это делается,  а также, чтобы  уметь  опровергнуть, если  кто-либо пользуется доказательствами несоответствующими истине».

2. Риторика основана на личных качествах оратора: разуме, добропорядочности, состоянии духа.

3. Риторика предлагает следующие этапы возникновения и разработки речи:

изобретение материала,

составление плана (скелета речи),

запоминания и заучивания материала,

словесное (точное, правильное, изящное) выражение.

Обобщив опыт, который накопили логографы и софисты, Аристотель выдвигает особый вид доказательства — риторическое, которое  опирается не только на  логику, но и на ценностную и психологическую сторону убеждения потому, что именно с его помощью оратор сможет сообщить наибольшую вероятность своему мнению. Отсюда Аристотелем выдвигается более широкое определение риторики как искусства убеждения, использующее возможное и вероятное там, где  реальная достоверность (логика) оказывается недостаточной.

«Риторика» Аристотеля рассматривает три главных составляющих речи – оратора, слово и слушателя («кто говорит», «что говорит»  и «кто слушает»).

В разделе «Кто говорит» Аристотель рассматривает личные качества оратора, которые могут вызвать доверие слушателей – разум, добропорядочность и состояние духа. «Необходимо не только заботиться о том,  чтобы речь была  доказательной  и  возбуждающей  доверие,  но  также  и  показать  себя человеком известного  склада и настроить известным образом судью, потому что для убедительности речи  весьма важно  (особенно  в речах  совещательных, а затем и  в судебных), чтобы  оратор  показался человеком известного склада и чтобы [слушатели] поняли, что он к ним относится известным образом, а также, чтобы  и они  были  к  нему расположены  известным  образом…».

В разделе  «Что говорит» Аристотель рассматривает главные составляющие речи:

1. Инвенция – изобретение материала и аргументов;

2. Диспозиция — расположение материала;

3. Запоминание —  усвоение материала;

4. Элоквенция (элокуция) – словесное выражение материала (само красноречие);

5. Акцио — произнесение материала (речи).

Раздел «Кто слушает». Здесь Аристотель разработал  риторическую аргументацию, при помощи которой оратор добивается  воздействия своих слов на умы и сердца слушателей; то есть, если логика показывает как тезис вытекает из аргументов, то риторика учит оратора способам подачи аргументов для убеждения слушателей.

Чтобы убедить, оратор не просто указывает на какую-то мысль, а отражает её разнообразные аспекты (взгляды, точки зрения, стороны) данного явления или данной проблемы. Например, действия одного и того же подсудимого прокурор рассматривает с точки зрения виновности, а адвокат – с точки зрения невиновности. Различные аспекты проблемы помогают представить её развернуто и глубоко. Поэтому  красноречие   можно определить как искусство говорить уместно, красиво, убедительно и интересно. Именно для этого оратор использует риторические аргументы (общие места).

Что же такое  общие места?

Общие места – это общепринятое основание (аргумент), отсылающее слушателей к  здравому смыслу, к обыденным представлениям, к памяти, определениям, именно такими основаниями оратор и обосновывает правильность тезиса.  Например, в обвинительной речи  прокурор сначала дает определение преступления, как противоправного и опасного деяния, а затем показывает, что действия подсудимого вполне походят под это определение, следовательно, подсудимого надо признать виновным.

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Риторика классицизма (16-17 в.в.)

Риторика западного средневековья

Риторика эпохи Возрождения

Риторика Просвещения (18 в.)

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *