Первые риторические школы. Софисты

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

софистыВопросами ораторского искусства занимались, в свое время, и софисты.

Софисты — (буквально, мудрецы, от греч. слова «софия» — мудрость), которые не только обучали красноречию, но и пропагандировали новый идеал человека — гармонически развитую личность, «общественного человека», составной частью воспитания которого и стало красноречие.

Главный принцип софистов, который утверждал, что нет ничего истинного или ложного, есть мнение более убедительное и менее убедительное, звучал следующим образом:

«Человек есть мера всех вещей».

Так, один из софистов Протагор Абдерский, еще в 5 веке до н.э. конкретизировал этот постулат в своем выражении:

«Человек имеет дело лишь со своими ощущениями, и, следовательно, они и есть единственный критерий истины».

Т.е. «во главу угла» он ставил не бытие, а субъекта, его познающего.

Отсюда и задача риторики — убеждать, причем, все равно какими средствами, а для этого хороши и софизмыхитрые уловки, намеренно ложные умозаключения, выдаваемые за правильные.

Для убеждения у софистов были два способа:

диалектика — искусство рассуждать, направленное к разуму слушателей, и

риторика — искусство говорить, направленное на их чувства.

Тот, кто овладеет обоими видами речевого искусства, сможет переубедить любого оппонента, тем самым добившись  торжества своего мнения, что, в конечном, итоге, и является целью человека «общественного», участвующего в государственных делах.

Сам Протагор, как преподаватель риторики, возвысил ее до важнейших искусств. Урок красноречия, по – Протагору, основан на четырех составляющих:

1. Публичное чтение речей и заучивание их;

2. Импровизация;

3. Устный разбор поэтических сочинений;

4.  Эристика, или искусство ведения спора.

Кроме того, он первым составил, т.н. общие места, т.е. список тех приёмов, при помощи которых оратор выявляет различные взгляды на тот или иной вопрос. Этот список состоял из цитат великих ораторов.

Сам  Протагор преподавал юношам этику (науку о нравственности) через искусство красноречия, но делал это за деньги. Поэтому Платон презрительно называл софистов «платными учителями добродетели», при этом, он сам, строго различает знание и веру.

Вера, по его мнению, может быть, как истинной, так  и ложной, знание же всегда — истина. Поэтому убеждать риторически – значит вызывать не знание без веры, но веру без знания. Отсюда делаются вывод, что риторика должна создавать в душе строй и порядок.  А это приводит к изгнанию из души стремления к дурным удовольствиям и несправедливости

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Первые риторические школы. Логографы

Вклад софистов в развитие риторики

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *