Главные составляющие речи по Аристотелю. Инвенция

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

инвенция (изобретение). Лампочка - главное достижение человечестваСогласно Аристотелю речь должна состоять из 5 частей:
1. Инвенция – изобретение материала и аргументов;
2. Диспозиция - расположение материала;
3. Запоминание - усвоение материала (memoria);
4. Элоквенция (элокуция) – словесное выражение материала (само красноречие)
5. Акцио - произнесение материала (речи).

В данной статье, мы рассмотрим ее первую часть - инвенция.

Изобретение материала (inventio) — есть фундамент речи. Материал собирают из жизненного опыта, чтения, общей подготовки (эрудиции). Другими словами, это поиск средств убеждения, соответствующих предмету речи.

Инвенция опирается на  нравы,  аргументы  и   страсти.

Нравы (букв. характер) - уклад общественной жизни, о чём всегда должен помнить оратор, о том впечатлении, которое произведет он, обращаясь  к людям определенного места жительства, с определенным образом жизни, регулируемым не законом, а, исключительно, традициями.

Чтобы произвести впечатление на слушателя, оратор должен быть терпимым, сдержанным, грамотно разбирающимся в декламируемом вопросе  и внушающим доверие во время своего вещания. Ибо, если «солгал сегодня, кто поверит тебе завтра». Ведь, если оратор будет неубедителен, будет прибегать к двойным стандартам, то его оппонент сможет этим воспользоваться и подвергнуть сомнению всю аргументацию, используя спекулятивный приём  «аргумент к человеку».

Аргумент. Это  довод, который служит для утверждения или опровержения какой-либо мысли, для доказательства какого-либо положения (тезиса). Бывают логические и риторические.

Логические аргументы опираются на дедуктивные и индуктивные  аргументы (доказательства).

В дедуктивном доказательстве вывод делается при переходе от общего к частному:

Любой грамотный оратор может расположить к себе слушателей.

Х  - не может расположить слушателей.

________________________________________

Следовательно, Х – не является грамотным оратором.

Индукция как метод доказательства предполагает переход от частных фактов к общему правилу.

Латвия – страна ЕС

Литва – стран ЕС

Эстония – страна ЕС

Латвия, Литва, Эстония – прибалтийские страны

____________________________________________________

Следовательно, все прибалтийские страны – страны ЕС.

Но индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии получения новой истины из уже имеющихся. Максимум, о котором можно говорить, — это определенная степень вероятности выводимого утверждения.

Риторические же  аргументы опираются  не на истину, а на мнение и оратор более всех пользуется индуктивными аргументами, излагая слушателям своё мнение.

Риторические аргументы Аристотель назвал  топиками (по греч. – общие места). Именно при помощи общих мест оратор  развивает тему, раскрывает её содержание, и её связи  с  другими темами. Вот наглядный пример топиков.

Допустим, что человек совершил преступление и  его дело рассматривается в суде. Логика, которой придерживается суд, неумолима. Её можно выразить в виде силлогизма:

Если человек совершил преступление, он должен быть наказан.

Данный человек совершил преступление

------------------------------------------------------

Следовательно, он должен быть наказан.

Такой силлогизм и является топосом (общим местом) и принимается как аксиома, то есть является общим для оратора и аудитории. Успех речи прокурора  полностью зависит от того, сможет ли оратор  свести содержание своей речи к этому безоговорочному положению, доказать его и, таким образом убедить аудиторию (и судей) в виновности подсудимого

Разработкой содержания при помощи риторической аргументации оратор добивается  воздействия  своих слов на умы и сердца слушателей; то есть, если логика показывает как тезис вытекает из аргументов, то риторика учит оратора способам подачи аргументов для убеждения слушателей. Чтобы убедить, оратор не просто указывает на какую-то мысль, а отражает её разнообразные аспекты (взгляды, точки зрения, стороны) данного явления или данной проблемы. Например,  действия того же самого подсудимого прокурор рассматривает с точки зрения виновности, а адвокат – с точки зрения невиновности.

Кроме  логических и риторических доказательств, оратор еще обращается к чувствам публики, которые Аристотель называет страстями.

3. Страсти – третья часть инвенции, они возникают из любви и ненависти, желательного и нежелательного, которые формируют остальные чувства. Историки ораторского искусства   отмечают, что успех Демосфена заключался не столько в технике декламации, сколько в его страстном патриотизме.

Обращение оратора  к страстям слушателей – одно из самых эффективных средств оратора. Вот, что пишет об этом Сергеич П. в «Искусстве речи на суде» в главе  «О пафосе» :

"устами Антония Цицерон учит: злоба, нежность, ненависть, сострадание, ужас, надежда, отвращение, радость, огорчение, восторг, негодование судей — все должно быть во власти оратора; как хочет, так пусть и делает, но он должен уметь волновать судей и вызывать в них любое из этих чувств. Но главное, Цицерон утверждает, что тот, кто распаляет судей, сильнее того, кто разъясняет им дело"

(П.Сергеич. Искусство речи на суде. М.1960, стр. 271-272.)

Эмоциональность речи способна волновать души и внушать желаемое настроение. Опытный оратор широко применяет эмоциональные голосовые модуляции — от вкрадчивости и мягкости до страстной пламенности. В "Правилах высшего красноречия" (1844г.) крупный государственный деятель и прекрасный оратор М. М. Сперанский говорил:

"Под страстным в слове я разумею сии места, где сердце оратора говорит сердцу слушателей, где воображение воспламеняется воображением, где восторг рождается восторгом... Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить в слушателе".

Важно не только думать о смысле каждой произносимой фразы, но и чувствовать, иногда и переживать ее. В устной речи мысли и слова рождаются и звучат практически одновременно. Но излишний пафос, срывающийся на крик, характерный, судя по отзывам и кинокадрам, для "бесноватого фюрера", свидетельствует о дурном вкусе и амбициозности. Такой оратор, по словам Цицерона, покажется слушателям "бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых".

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
  1. Просто офигительная статья. Спасибки огромные вам за ваш труд кропотливый. Респектище))

  2. + Спасибище огромное за материал. Ищущий да найдет как говорится

    • @gensoko, Хоть текст комментария и выглядит, как спам, но ресурс мне показался положительным

  3. Случайно попал на сайт, но нашёл много интересного для себя. Побольше бы таких блогов.