Загрузка...

Риторика западного средневековья

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

риторика западного средневековьяВ  средние века риторика входила в так называемый  тривиум (первый цикл учебных научных дисциплин) – начальный курс «семи свободных искусств», включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство спора), то есть была ограничена чисто школьными рамками.

В это время  риторика переживала не самые лучшие  времена. Для отцов церкви и теологов  вера и убеждение  лежали в разных плоскостях.

Средневековый  богослов Ансельм Кентерберийский (1033-1109) выдвинул принцип «верить, чтобы понимать», исходя из того, что вера лежит вне  рациональной  досягаемости человека. Этот принцип отражает общее враждебное отношение раннего христианства ко всей античной культуре вообще и риторике  - в частности.

Только в позднем христианстве  на риторику обратили внимание в связи с необходимостью правильно строить проповедь, что бы не только пропагандировать слово божие, но и убеждать в его истинности. Младший современник Ансельма Кентерберийского - Пьер Абеляр  (1079 – 1142)  зеркально преобразовал суждение первого – в  «понимать, чтобы верить»; так появляется  гомилетика ( от греч. Homileo –  обращаться с людьми ).

Для того, чтобы проповедь была эффективной, средневековые ораторы продолжали разработку таких средств выразительности речи, как троп и фигура речи, начатую еще Аристотелем.

Появляются специальные исследования англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного. В своем произведении «Книга о тропах и фигурах» он связывает фигуру речи с определенным типом организации текста, о чем свидетельствует, по его мнению,  следующее разграничение антифразиса и иронии:

"Между иронией и антифразисом такое различие: ирония указывает на то, что подразумевается, только интонацией, антифразис же не только изменением голоса, но и словами, показывающими источник контраста".

[Beda]. De schematibus et tropus Beda Venerabilis // Halm G. Rhetores latini minores. Lipsiae, 1863.

В то же время, византийский автор Георгий Херобоск пишет книгу «О тропах», которая вошла в «Изборник Святослава» (книга по истории раннеславянской письменности и культуры) и опубликована на русском  языке в 1073 году.

Как видно, и в средневековой риторике продолжался её отрыв от общественной жизни и превращения  в  чисто школьную дисциплину с подробнейшей разработкой тропов и фигур речи, т.е. с преувеличением чисто внешней, формальной стороны речи.

Согласна, сложная тема. Но если что-то не понятно, может помочь и онлайн репетитор.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

"Риторика" Аристотеля - апофеоз древнегреческой риторики

Риторика эпохи Возрождения

Риторика классицизма (16-17 в.в.)

Риторика Просвещения (18в.)

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля