Главные составляющие речи по Аристотелю. Диспозиция.

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

диспозицияСогласно Аристотелю речь должна состоять из 5 частей:

В данной статье, мы рассмотрим ее вторую часть – диспозицию.

Диспозиция – следующий за инвенцией этап работы над речью. Если в инвенции находят аргументы для доказательства тезиса, то в диспозиции оратор располагает  доказательства в определенном порядке.

Зачем нужен этот порядок?

Для того, чтобы мозг смог уловить существо мысли.

Древнегреческая риторика считала, что речь состоит из  6-ти  частей – введение, предложение и повествование, доказательство и опровержение, заключение.

Современная риторика разделяет речь на три составляющих: вступление, изложение, заключение.

Задача вступления – расположить аудиторию в свою пользу, добиться её  внимания, сочувствия. Например, если это обвинительная речь, оратор может выстраивать ее в любом «микрожанре»:

— призывать слушателей присоединиться к предлагаемой им отрицательной оценки деяния;

— указать слушателям на отрицательные последствия отказа принять эту оценку;

— сожалеть о том, что до сих пор в обществе имеются люди, которые совершают предосудительные поступки;

— призывать слушателей не брать примера с человека, совершившего подобное;

—  делать уступку по отношению к возможным возражениям со стороны слушателей и т.д.

Само вступление (введение) бывает трёх видов:

а) простое – обычное введение слушателей  в предмет речи, чтобы они поняли, о чём пойдет речь, какой тезис выставляется и как оратор будет его доказывать. Например,

«Господа присяжные! 26 декабря 1996 года совершено таинственное убийство гражданина Петрова, а в ночь с 3 на 4 января ещё более таинственное похищение головы трупа гражданина Сидорова. По стечению нескольких улик на гражданина Иванова направлено обвинение в том, что он похитил голову трупа, а так как в похищении головы мог быть заинтересован только убийца для сокрытия следов преступления, то и выведено было заключение, что убийца – гражданин Иванов».

Такое начало речи естественно, кратко и понятно.

б) косвенное – в случае борьбы оратора с аудиторией. Именно  подобное вступление использует Цицерон в речи против аграрного закона Сервилия Рулла:

«Как оратор-консул, защитник прав римлян должен отнестись к новому закону? Я починюсь вашему решению, если вы найдете справедливым, что ради блага народа ему отдают землю, но лишают свободы, завоёванной для вас вашими предками».

в) эмоциональное – направленное на возбуждение чувств слушателей. Высокий пафос заключен во вступлении к речи Анатоля Франса на праздновании столетия со дня рождения Виктора Гюго (1902):

«Гражданки и граждане! Первого июня 1885 года, гроб, установленный под Триумфальной  аркой, был перевезён в Пантеон, сопровождаемый народом Парижа, представителями Франции и всего мыслящего человечества. По всему пути этого траурного и торжественного шествия трепетало пламя фонарей, приглушённое  крепом. Толпы шли мимо столбов, на которых были пришиты щиты с надписями, где на сей раз мы читали не названия битв, а заглавия книг. Ибо почести, воздававшиеся дотоле лишь королям и императорам, властелинам и завоевателям, взволнованный утратой народ воздавал ныне человеку труда и мысли, чья власть заключалась лишь в слове».

В изложении постепенно развивается главная мысль, высказанная кратко во вступлении. Изложение должно быть чётким и кратким, подкрепляться описаниями, доказательствами, противопоставлениями, с психологической характеристикой  действующих лиц и другими риторическими аргументами. Может быть как в форме описания, так и в форме повествования, но цель изложения всегда одна —  представление данных в благоприятном для целей ритора виде с целью аргументации тезиса.

Причем, изложение должно соответствовать следующим критериям:

Правдоподобность. Это значит, что из всех данных, соответствующих действительности, для изложения следует выбрать те, которые вызовут наименьшие сомнения.

Приемлемость. Факты, приводимые в качестве аргумента и слова, употребляемые для их изложения, должны соответствовать моральным нормам и не должны оскорблять нравственные чувства слушателя, даже если их составляет абсолютное меньшинство аудитории.

Последовательность. Это значит, что действия или события должны излагаться в порядке их совершения.

Воспроизводимость. Это значит, что изложение не следует перегружать лишними  подробностями и отступлениями. Оно должно быть построено так, чтобы его основное содержание легко запоминалось.

Ясность. Это значит, что слова и фразы в изложении должны быть знакомы слушателям и пониматься ими сразу и полностью. Поэтому в изложении рекомендуют, по возможности,  избегать длинных и сложных оборотов речи, двусмысленностей в обозначении действующих лиц.

Завершенность. Из всего изложения должен быть один вывод сказанному.

Заключение может содержать выводы, связь положений речи с практикой, с аудиторией. В заключении не только по смыслу, но и по голосу оратора слушатель должны понять, что дальше говорить нечего.  Ораторы конца 19 – начала 20 веков обычно речь свою заканчивали словами: «Dixi et animam levavi» — «Сказал и тем душу облегчил».

Тут же на ум пришло заключение авторов русских народных сказок: «И я там был, мед-пиво – пил, по усам текло, а в рот не попало».

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *