Русское ораторское искусство – его становление, как научной дисциплины

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

краткое руководство к красноречиюЯ уже говорила про начальное становление ораторского искусства в России, которое датируется 17 веком.

В продолжение повествования  о «Риторике»  архиепископа Макария, необходимо упомянуть также деятельность общественника Петровской эпохи, оратора и ученого – Прокоповича Феофана, который, проведя реформу церковного проповедничества, провозгласив примат мысли над формой в ораторском творчестве. В 1706 году появляется его трактат «Об искусстве риторики».

«Риторика» Ф. Прокоповича делится на два вида: общую  и прикладную.

В общей риторике рассматриваются теоретические аспекты: что такое риторика, каково ее происхождение, ее достоинства и  польза.

Прокопович, стараясь освободить риторику от влияния церкви, дает рекомендации по пяти видам красноречия: о эпидиктическом, о церковном, эпистолярном (о письмах), об историческом и судебное красноречие.

Особое внимание он уделяет вопросам стиля — как важнейшему средству художественной выразительности....

Стиль должен соответствовать предмету изложения (как советовал и Цицерон), должен «сделать слушателя восприимчивым», для этого Прокопович придумывает психологические приемы, к которым должен обращаться любой оратор. Он также разрабатывает множество разнохарактерных заданий, выполняя которые слушатели могут стать настоящими ораторами.

* Гудзий Н. К. Феофан Прокопович // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. -- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. - 1941. - С. 157-175.

В свою очередь, становление теории русского ораторского искусства как научной дисциплины связано с именем великого ученого М.В.Ломоносова (1711-1765), книги по риторике которого во многом определили дальнейшее развитие ораторского искусства на Руси.

Кроме того, его активная деятельность в области риторических изысканий принесла  дополнительные "плоды": риторика стала преподаваться не только в духовных учебных заведениях, но и в университете.

«Красноречие, — писал М.В. Ломоносов, — есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово», для чего, по его мнению, требуются пять средств:

Природные дарования, подразделяющиеся на душевные и телесные.

В первом случае, это  «особливо остроумие и память», а

во втором – «громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно».

Наука и знание других наук, что состоит в «познании необходимых правил», показывающих подлинный путь к красноречию.

Подражание и упражнение, что в своей совокупности подразумевает частые упражнения «в сочинении разных слов». В качестве примера он приводит Ирция и Панса, которые, будучи у власти, обучались красноречию у Цицерона и «в домах своих в произношении слова упражнялись».

* Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Поли. собр. соч. - ML, 1955, Т.7

Важным  для оратора  Ломоносов считал способность возбуждать страсти человеческие, для этого нужно:

1. состояние самого оратора, которое способствует возбуждению страстей, если слушатели знают, что он добросердечный и совестливый человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец;

2. если сам в себе ту же страсть имеет, какую в слушателях возбудить хочет;

3. красноречие зависит и от авторитета самого оратора. Так, Август усмирил слушателей словами: «Слушайте, молодые люди, старика, кого во младости старики слушали».

* Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. — 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 624 с: ил.

Исходя из риторики Аристотеля, М.В. Ломоносов предлагает делить речь на  4 части: вступление (или введение), истолкование, утверждение (доказательство), заключение.

Вступление – это та  часть слова, через которую оратор слушателей и приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали....

Всякое  вступление должно быть украшено тропами и сильными фигурами. При вступлении тема предлагается ясно и кратко... ритору  надо помнить, что чем вступление короче, тем оно лучше.

В  истолковании надо соблюдать краткость (периоды должны быть  кратки), ясность (обычных слов употреблять больше, чем тропов), вероятность (к чему служат свидетельства), последовательность (идеи не должны быть закручены и не были одна от другой далече размётаны).

Утверждения (доказательства) предлагаются силлогизмом, энтимемою, дилеммою.

В заключении указанная тема произносится с хвалою или с хулою, причем  можно повторить доводы, но весьма кратко и  замысловато.

Кроме того, Ломоносов М.В. выделяет 6 значимых троп:

первые три мы уже рассматривали. Это: метафора, синекдоха и метонимия.

А, вот, антономазия, катахресис и металепсис – понятия новые и на них следует остановиться подробнее.

Антономазия – это средство выразительности, подразумевающее употребление имени собственного вместо нарицательного. Например, «Ты –настоящий Геркулес», что подразумевает силу человека.

Катахресис – еще одно средство выразительности, подразумевающее перемену, близких по значению, слов с целью «напряжения или послабления какого-нибудь действия или свойства». Например, «Я жду, когда все разойдутся» вместо «Я боюсь большого скопления людей»; "Несешься, словно ветер" вместо "Какой же ты активный, спонтанный" ...

Металепсис – это фигура речи, состоящая в перенесении одного понятия через одно или несколько взаимосвязанных понятий, на  другое.  Например, «Я вернусь через две зимы, через две весны», как пелось в одной старой песенке, что значит – через два года.

Пока все....

Все вышесказанное может пригодится, к примеру, если вы хотите написать сценарий дня рождения и уж, особенно, если это день рождения ребенка. Никто другой так не чувствителен к фальши в словах, как дети...

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Комментарии к записи "Русское ораторское искусство – его становление, как научной дисциплины"
  1. Руководство к красноречию Ломоносова не читал, При возможности почитаю, уверен, что полезная книга

  2. "Способность возбуждать страсти" - на мой взгляд одно из самых важных искусств для оратора. Был у нас в группе один парень, когда он выступал с докладами на собраниях, то аудитория стихала, вслушивалась в каждое его слово. А ведь он нес такую чушь, что после его речи невозможно было вспомнить о чем он конкретно говорил. Я им до сих пор восхищаюсь, страстно говорить ни о чем - нужен тот еще талант и самоуверенность.

    • @mangust_ru, Вот это точно! Многие люди говорят ни о чем, причем без остановки. Только некоторые вызывают раздражение и думаешь,куда бы скрыться от такого собеседника, а других слушаешь, буквально, "открыв рот".
      А уж человеку публичному это, ой, как важно...

      • @Кристина, в чиновники мой однокурсник рвется, сейчас только узнала. Решил баллотироваться в местную Думу. Где только денег взял, сам без гроша, да и родители не миллионеры.

        • @mangust_ru, Наверное, благодаря своему красноречию и дару убеждения, нашел спонсоров. Потом отдаст

  3. Считаю, что публичному человеку обязательно нужно эту дисциплину изучать, не забывая опыт Древнего Рима, где она была основной с детства!
    «Сделать слушателя восприимчивым», "просветить очи сердца", "дать пищу для размышлений" - цель оратора. Это настоящее искусство. Хорошо, что и в русской традиции есть место данному искусству.

    • @odogde, Согласна! Только я бы еще немного добавила - простому человеку такие знания тоже не помешали бы. Тяжело общаться, когда в речи говорящего через слово присутствуют "слова паразиты" или отсутствует какой бы то ни был смысл. Вы согласны?

  4. На днях было собеседование на работе. Проверка знаний, психологические тесты и всё такое. Первый этап по тестам прошел на "ура", да и на втором этапе не подкачал. Чувствовал в себе уверенность, говорил прямо, открыто, резкими-деловыми предложениями. Ну вот... нахвалил сам себя... Одна из просьб (а такие имелись) - запись на курсы риторики. Так что пусть наш заводской отдел образования и развития помогает 🙂

  5. да, именно для начальников были тесты - на соответствие занимаемой должности. я на курсы риторики я бы походил, об этом и сообщил - может быть организуют. в преподаватели меня записали - если будут курсы, связанные с моей работой - я буду преподавать

  6. очень хочется, но не всегда наши желания совпадают с желанием руководства..

  7. А я никогда не умел говорить. Из-за этого, давно, еще в школе, комплекс был - общался мало. Говорят, умею писать. Не знаю. Но писать всегда легче - есть время все обдумать.
    Книга не в тему: Поль Л. Сопер "Основы искусства речи".

    • @Сергей Юрченко, Абсолютно согласна! Писать-не говорить. Есть время обдумать, как сформулировать свою мысль, как ее преподнести. Но у Вас, я смотрю, хорошо получается не только хорошо писать, но и делать удивительные фотографии! Одна подборка зимнего вечернего Петербурга чего стоит Город преподнесен совсем в другом свете- праздничном, нарядном, необычном!
      А почему книга не в тему? Обязательно ее посмотрю, спасибо!

  8. Спасибо, Кристина. Только очень редко нынче я город снимаю. Да и некогда. Аж самому обидно.

    А книга не в тему "русское ораторское искусство", потому как автор не наш. Приобрел - хотел научиться говорить. Книга посвящена публичной речи, и выработке навыков выступления перед аудиторией. Есть упражнения.

  9. В основном снимаю людей: свадьбы, детей. Обработка материала много отнимает, фотокниги делаю и т.д. Нет времени на пейзажи. Да и трудно как-то в Питере найти темы неизведанные. Все уже снято, переснято. И, на работы других фотографов глядя, как то понимаю, что не мое это. Люди мне более интересны.

  10. Ну, это же дело поправимое, Кристина. Вы же из Латвии? Относительно недалеко. В Петербурге нужно побывать.

    • @Сергей Юрченко, Да, Сергей! Это, действительно, относительно недалеко, километров 800 каких.
      Я в Питере много раз была- и в прошлом веке))), и в этом. Вот только последние 5 лет, как не была.... и очень жаль. Все, как-то повода нет

  11. Довольно легко читается)

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Случайная цитата

Быть может только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.

— Эрих Мария Ремарк