Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Я уже говорила про начальное становление ораторского искусства в России, которое датируется 17 веком.
В продолжение повествования о «Риторике» архиепископа Макария, необходимо упомянуть также деятельность общественника Петровской эпохи, оратора и ученого – Прокоповича Феофана, который, проведя реформу церковного проповедничества, провозгласив примат мысли над формой в ораторском творчестве. В 1706 году появляется его трактат «Об искусстве риторики».
«Риторика» Ф. Прокоповича делится на два вида: общую и прикладную.
В общей риторике рассматриваются теоретические аспекты: что такое риторика, каково ее происхождение, ее достоинства и польза.
Прокопович, стараясь освободить риторику от влияния церкви, дает рекомендации по пяти видам красноречия: о эпидиктическом, о церковном, эпистолярном (о письмах), об историческом и судебное красноречие.
Особое внимание он уделяет вопросам стиля — как важнейшему средству художественной выразительности....
Стиль должен соответствовать предмету изложения (как советовал и Цицерон), должен «сделать слушателя восприимчивым», для этого Прокопович придумывает психологические приемы, к которым должен обращаться любой оратор. Он также разрабатывает множество разнохарактерных заданий, выполняя которые слушатели могут стать настоящими ораторами.
* Гудзий Н. К. Феофан Прокопович // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. -- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. - 1941. - С. 157-175.
В свою очередь, становление теории русского ораторского искусства как научной дисциплины связано с именем великого ученого М.В.Ломоносова (1711-1765), книги по риторике которого во многом определили дальнейшее развитие ораторского искусства на Руси.
Кроме того, его активная деятельность в области риторических изысканий принесла дополнительные "плоды": риторика стала преподаваться не только в духовных учебных заведениях, но и в университете.
«Красноречие, — писал М.В. Ломоносов, — есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово», для чего, по его мнению, требуются пять средств:
Природные дарования, подразделяющиеся на душевные и телесные.
В первом случае, это «особливо остроумие и память», а
во втором – «громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно».
Наука и знание других наук, что состоит в «познании необходимых правил», показывающих подлинный путь к красноречию.
Подражание и упражнение, что в своей совокупности подразумевает частые упражнения «в сочинении разных слов». В качестве примера он приводит Ирция и Панса, которые, будучи у власти, обучались красноречию у Цицерона и «в домах своих в произношении слова упражнялись».
* Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Поли. собр. соч. - ML, 1955, Т.7
Важным для оратора Ломоносов считал способность возбуждать страсти человеческие, для этого нужно:
1. состояние самого оратора, которое способствует возбуждению страстей, если слушатели знают, что он добросердечный и совестливый человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец;
2. если сам в себе ту же страсть имеет, какую в слушателях возбудить хочет;
3. красноречие зависит и от авторитета самого оратора. Так, Август усмирил слушателей словами: «Слушайте, молодые люди, старика, кого во младости старики слушали».
* Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. — 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 624 с: ил.
Исходя из риторики Аристотеля, М.В. Ломоносов предлагает делить речь на 4 части: вступление (или введение), истолкование, утверждение (доказательство), заключение.
Вступление – это та часть слова, через которую оратор слушателей и приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали....
Всякое вступление должно быть украшено тропами и сильными фигурами. При вступлении тема предлагается ясно и кратко... ритору надо помнить, что чем вступление короче, тем оно лучше.
В истолковании надо соблюдать краткость (периоды должны быть кратки), ясность (обычных слов употреблять больше, чем тропов), вероятность (к чему служат свидетельства), последовательность (идеи не должны быть закручены и не были одна от другой далече размётаны).
Утверждения (доказательства) предлагаются силлогизмом, энтимемою, дилеммою.
В заключении указанная тема произносится с хвалою или с хулою, причем можно повторить доводы, но весьма кратко и замысловато.
Кроме того, Ломоносов М.В. выделяет 6 значимых троп:
первые три мы уже рассматривали. Это: метафора, синекдоха и метонимия.
А, вот, антономазия, катахресис и металепсис – понятия новые и на них следует остановиться подробнее.
Антономазия – это средство выразительности, подразумевающее употребление имени собственного вместо нарицательного. Например, «Ты –настоящий Геркулес», что подразумевает силу человека.
Катахресис – еще одно средство выразительности, подразумевающее перемену, близких по значению, слов с целью «напряжения или послабления какого-нибудь действия или свойства». Например, «Я жду, когда все разойдутся» вместо «Я боюсь большого скопления людей»; "Несешься, словно ветер" вместо "Какой же ты активный, спонтанный" ...
Металепсис – это фигура речи, состоящая в перенесении одного понятия через одно или несколько взаимосвязанных понятий, на другое. Например, «Я вернусь через две зимы, через две весны», как пелось в одной старой песенке, что значит – через два года.
Пока все....
Все вышесказанное может пригодится, к примеру, если вы хотите написать сценарий дня рождения и уж, особенно, если это день рождения ребенка. Никто другой так не чувствителен к фальши в словах, как дети...
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
Руководство к красноречию Ломоносова не читал, При возможности почитаю, уверен, что полезная книга
@Иван Евсеев, Ох, если только осилите старый русский язык
"Способность возбуждать страсти" - на мой взгляд одно из самых важных искусств для оратора. Был у нас в группе один парень, когда он выступал с докладами на собраниях, то аудитория стихала, вслушивалась в каждое его слово. А ведь он нес такую чушь, что после его речи невозможно было вспомнить о чем он конкретно говорил. Я им до сих пор восхищаюсь, страстно говорить ни о чем - нужен тот еще талант и самоуверенность.
@mangust_ru, Вот это точно! Многие люди говорят ни о чем, причем без остановки. Только некоторые вызывают раздражение и думаешь,куда бы скрыться от такого собеседника, а других слушаешь, буквально, "открыв рот".
А уж человеку публичному это, ой, как важно...
@Кристина, в чиновники мой однокурсник рвется, сейчас только узнала. Решил баллотироваться в местную Думу. Где только денег взял, сам без гроша, да и родители не миллионеры.
@mangust_ru, Наверное, благодаря своему красноречию и дару убеждения, нашел спонсоров. Потом отдаст
Считаю, что публичному человеку обязательно нужно эту дисциплину изучать, не забывая опыт Древнего Рима, где она была основной с детства!
«Сделать слушателя восприимчивым», "просветить очи сердца", "дать пищу для размышлений" - цель оратора. Это настоящее искусство. Хорошо, что и в русской традиции есть место данному искусству.
@odogde, Согласна! Только я бы еще немного добавила - простому человеку такие знания тоже не помешали бы. Тяжело общаться, когда в речи говорящего через слово присутствуют "слова паразиты" или отсутствует какой бы то ни был смысл. Вы согласны?
На днях было собеседование на работе. Проверка знаний, психологические тесты и всё такое. Первый этап по тестам прошел на "ура", да и на втором этапе не подкачал. Чувствовал в себе уверенность, говорил прямо, открыто, резкими-деловыми предложениями. Ну вот... нахвалил сам себя... Одна из просьб (а такие имелись) - запись на курсы риторики. Так что пусть наш заводской отдел образования и развития помогает 🙂
@Негодующий налогоплательщик, С чем я и поздравляю тебя, Владимир!
Только я что-то не поняла... я думала, что ты сам начальник, а тут тесты, проверки....
И что, придется ходить на курсы риторики? Или это такая идиома?
да, именно для начальников были тесты - на соответствие занимаемой должности. я на курсы риторики я бы походил, об этом и сообщил - может быть организуют. в преподаватели меня записали - если будут курсы, связанные с моей работой - я буду преподавать
@Негодующий налогоплательщик, Как все здорово складывается!
Интересно, поделись потом, если, все-таки,такие курсы организуют. Может какие методические пособия будут
очень хочется, но не всегда наши желания совпадают с желанием руководства..
@Негодующий налогоплательщик, Да уж... понимаю! И тех, и других)))
А я никогда не умел говорить. Из-за этого, давно, еще в школе, комплекс был - общался мало. Говорят, умею писать. Не знаю. Но писать всегда легче - есть время все обдумать.
Книга не в тему: Поль Л. Сопер "Основы искусства речи".
@Сергей Юрченко, Абсолютно согласна! Писать-не говорить. Есть время обдумать, как сформулировать свою мысль, как ее преподнести. Но у Вас, я смотрю, хорошо получается не только хорошо писать, но и делать удивительные фотографии! Одна подборка зимнего вечернего Петербурга чего стоит Город преподнесен совсем в другом свете- праздничном, нарядном, необычном!
А почему книга не в тему? Обязательно ее посмотрю, спасибо!
Спасибо, Кристина. Только очень редко нынче я город снимаю. Да и некогда. Аж самому обидно.
А книга не в тему "русское ораторское искусство", потому как автор не наш. Приобрел - хотел научиться говорить. Книга посвящена публичной речи, и выработке навыков выступления перед аудиторией. Есть упражнения.
@Сергей Юрченко, А что же Вы, в основном снимаете? Или, в целом, времени нет?
В основном снимаю людей: свадьбы, детей. Обработка материала много отнимает, фотокниги делаю и т.д. Нет времени на пейзажи. Да и трудно как-то в Питере найти темы неизведанные. Все уже снято, переснято. И, на работы других фотографов глядя, как то понимаю, что не мое это. Люди мне более интересны.
@Сергей Юрченко, Эх, жаль, что я не в Питере живу... записалась бы к Вам на фотосессию
Ну, это же дело поправимое, Кристина. Вы же из Латвии? Относительно недалеко. В Петербурге нужно побывать.
@Сергей Юрченко, Да, Сергей! Это, действительно, относительно недалеко, километров 800 каких.
Я в Питере много раз была- и в прошлом веке))), и в этом. Вот только последние 5 лет, как не была.... и очень жаль. Все, как-то повода нет
Довольно легко читается)
Быть может только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.