Становление ораторского искусства в России

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

ораторыПо мнению историков, теория ораторского искусства в России была довольно хорошо развита уже в Новое время (время окончания Смутного времени и начала царствования династии Романовых) и первой книгой была  «Риторика» вологодского епископа Макария (1619).

«Риторика»  архиепископа Макария выявляет прекрасное знание автором античного красноречия: в книге часто цитируются Демосфен, Цицерон, Квинтилиан.  Книгу составляют две части: «Об изобретении дел» и «Об украшении слога».

Высокие требованию к оратору предъявляет автор: оратор должен быть «в науке речения хитр», должен быть честен, отзываться на каждый поступок и на всё, что представляет общественный интерес: «Был бы, чтоб умел рассуждать и ко всякому делу подобающие слова прилагати». «Риторика есть яже научает пути  правого и жития полезного добрословия. Сию же науку сладкогласием и краснословием нарицают. Понеже красовито глаголати и писати научает».

Автор выделяет пять известных частей речи: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

Рассматривает и виды речи: научающая (школьное и церковное обучение), судебная, рассуждающая (совещательные речи при решении государственных дел), показующая (хвалебные речи).

Не обходит вниманием и общие места, определяя их как средство для возбуждения сердец слушателей.

Во второй книге «Риторики»  Макарий повествует о словесном выражении речи.

Есть два вида речи: естественный (простой), его изучает диалектика, и  художественный (его изучает  риторика).  Диалектика простые дела показует голыми (точными), а   риторика к тем же делам прибавляет силы словесные, как «ризу честную или одёжу».

Далее дается система риторических фигур и украшений, дается система трёх стилей речи: «Украшение слова есть, которое ясно и явно и сладкою речию или глаголием дела и вещи объявляет и показует».

В 1698 году в русском переводе появляется «Риторика» братьев Лихудов, переведенная на русский язык монахом Чудова монастыря в Москве Косьмой.

Кроме того, риторика преподавалась в Московской Славяно-греко-латинской академии Порфирием Крайским, где в 1733-1734 году ее слушал молодой Ломоносов.

В Киеве сохранилось 127  учебников риторики, из них 32 учебника 17 века, остальные – 18 века.

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

2 комментария

  1. Лада said:

    Добрый день! Цитаты в публикации подлинные? Кажется, «Риторика» Макария утеряна по сей день. Спасибо!

    26.03.2013
    Reply
    • Добрый день! Цитаты подлинные, но взятые не непосредственно из Риторики Макария, а составлены на основе таких учебников, как «История русской риторики» Аннушкина, Риторика Сурина Н.А. и др.

      26.03.2013
      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *