Три товарища (по роману Э. М. Ремарка)

Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

Ремарк. Три товарищаКлассика — очень странное понятие. Все знают, что то или иное произведение считается таковым и стараются его прочитать, дабы не быть «хуже других». Вот и я, стремясь попасть в круги образованных людей, прочитала книгу Э. М. Ремарка «Три товарища».

Вернее, перечитала. Первый раз я ее читала еще в школе и до меня она в то время, видимо, не дошла….

Очень противоречивые терзают меня чувства.

 

С одной стороны, книга «Три товарища» не произвела на меня должного впечатления из-за своей растянутости. Три друга, три товарища только и знали, что все время «бухать».

Мы выпили по две рюмки абсента. Потом бросили жребий, кому заказать следующие. Я выиграл, но меня это не устраивало. Мы продолжали бросать жребий, и я проиграл только на пятый раз, но уж зато трижды кряду.

Да, их жизнь пришлась на сложное послевоенное время, отягощенное безработицей и общей  безнадежностью, ну, а кому, как говорится «сейчас легко».

Он принес мне не маленькую рюмочку, а сразу большой бокал. Чтобы ему не приходилось все время бегать взад и вперед и чтобы не было заметно, как много я пью. А мне нужно было пить, иначе я не мог преодолеть этой деревянной тяжести.

Сюда бы еще добавить пристрастие к игровым автоматам и картина современности налицо. Но т.к. компьютерных игр и уж тем более самих компьютеров в то время не было и в помине, они частенько засиживались за картами. Кстати, если вас интересуют бесплатные онлайн игровые автоматы, посмотрите их на сайте free-slots-club.com. А я пока продолжу.

Чтобы заработать себе на хлеб насущный, главные герои занимаются не только частным извозом, но и содержат небольшую автомастерскую. Но только представьте себе количество машин вначале 20 века…. Вот и получается все, что зарабатывали, тут же пропивали. Общее их настроение и положение можно охарактеризовать фразой из книги:

В начале ноября мы продали Ситроен. На вырученные деньги можно было еще некоторое время содержать мастерскую, но наше положение ухудшалось с каждой неделей.

Описание их алкогольных возлияний набивало оскомину добрых полкниги до такой степени, что периодически возникало острое желание бросить процесс чтения на полпути.

Но если бы я пошла на поводу своих желаний и не осилила бы книгу «Три товарища» до конца, то так и не ходила бы  под тем впечатлением, которого мы в принципе всегда ждем от хорошей книги. От осмысления тщетности бытия; от осознания того, что есть жизнь, как естественное состояние людей без ложной мишуры; жизнь, в которой присутствуют такие понятия, как настоящая мужская дружба:

Я уже не был один. Теперь где-то там на юге, за горизонтом, ревел мотор. За туманом по бледно-серым дорогам летела помощь, фары разбрызгивали яркий свет, свистели покрышки, и две руки сжимали рулевое колесо, два глаза холодным уверенным взглядом сверлили темноту: глаза моего друга…

Преданность и любовь, в прямом смысле слова, до «гробовой доски»:

Потом я смыл с нее кровь. Я одеревенел. Я причесал ее. Она остывала. Я перенес ее в мою постель и накрыл одеялами. Я сидел возле нее и не мог ни о чем думать. Я сидел на стуле и смотрел на нее. Вошла собака и села рядом со мной. Я видел, как изменялось лицо Пат. Я не мог ничего делать. Только сидеть вот так опустошенно и глядеть на нее. Потом наступило утро, и ее уже не было.

Жизнь полная боли и страданий:

Так мы шли из комнаты в комнату, и всюду было одно и то же — стонущие, скованные судорогой тела, неподвижные, почти угасшие тени, какой-то клубок мучений, нескончаемая цепь страданий, страха, покорности, боли, отчаяния, надежды, нужды;

Грустно все это, тяжело, безысходно, но это и есть жизнь, ценность которой понимаешь только сам пройдя через испытания и примерив описываемые ситуации на себя. Жизнь, за которую цепляешься, как за высшее достижение, дарованное только тебе одному. Но она, развиваясь у всех по собственному сценарию,  имеет один неизменный печальный финал, срок наступления которого не известен никому.

Ничего нельзя знать наперед. Смертельно больной человек может пережить здорового. Жизнь — очень странная штука.

И напоследок, заключение самого Ремарка, вложенное в уста одного из героев:

Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме.

Прошло почти сто лет. По сути ничего не изменилось — жизнь идет своим чередом, где каждый проживает ее сообразно своим представлениям и возможностям. Те же болезни, страдания, кризисы и безработица; те же пьянки и развлечения; та же любовь и дружба. Только почему-то, читая строки романа, подступает комок к горлу от искренности этих чувств и от закравшегося червячка сомнения, что в наше время подобного нет. Уверена, живут и в наши дни такие понятия, как верность, преданность и долг. И тогда не у всех все было гладко, но именно произведение «Три товарища» задает эталон человеческих отношений и потому оно считается классикой.

А здесь вы можете почитать мое мнение о других книгах Ремарка. Среди них такие произведения, как «Тени в раю» и «Возлюби ближнего своего«.

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

13 комментариев

  1. Al said:

    Эссе настолько полно, что и перечитывать не надо ;)

    18.09.2013
    Reply
    • Надо, Александр, надо! Это только небольшие выдержки smile.

      18.09.2013
      Reply
  2. Елена said:

    Полностью согласна, что такое произведение можно понять, лишь имея за плечами какой-то жизненный опыт, а для школьного возраста оно рановато.

    19.09.2013
    Reply
  3. Сейчас пришла мысль, что в той жизни, где единственное развлечение — только «бухать» (терпеть не могу это слово))) — такие понятия как верность, долг, преданность, дружба и т.д. — это и есть подвиг. Но эта жизнь, описанная у Ремарка — жизнь на самом низшем уровне (хотя на нем жило и живет большинство). Поэтому мне и не хочется теперь перечитывать эти книги. На этому уровне нужно доказывать, что долг — это «круто», что верность — это подвиг. Надо переходить туда, где это само собой разумеющееся, где эти понятия — не вершина стремлений, а основа, от которой отталкиваешься.

    19.09.2013
    Reply
    • Ты хочешь сказать, что в обществе, где людьми правят деньги, верность, долг и честность — само собой разумеющиеся понятия? Я как раз больше верю в искренность чувств людей из низших слоев. Им нечего делить и терять.
      В одном я с тобой согласна — эти понятия должны быть основой для старта в жизнь.

      19.09.2013
      Reply
      • Как раз там, где правят деньги — эти понятия не всегда имеют ценность. Но в мире и в обществе есть разные «уровни» (условно говоря). Я предпочитаю уходить от низшего. Когда ты говоришь, что лучше верить тем, кто не имеет денег — то имеешь в виду второй уровень, как раз тот, где правят деньги. Но есть и третий — где вечные ценности — это нормально. Такие люди есть, но их мало. Мы привыкли определять мир по большинству, забывая, что сами можем определять это большинство.

        19.09.2013
        Reply
        • Хорошо сказала! Только эти качества даются человеку не от рождения, а воспитываются в нем и потому я считаю ничего зазорного нет в том, чтобы их восхвалять. Негодяи и честные люди есть во всех слоях общества и акцент в этом случае лучше делать на положительных качествах. А то получается, когда человек совершил что-то плохое- это обсуждается (обмусоливается я бы сказала)уже задним числом, когда ничего уже не изменить, а когда сделал что-то хорошее, то об этом стоит молчать, т.к. это само собой разумеющееся понятие. Так вот как раз о хорошем и стоит говорить. Лучше лишний раз человека похвалить и тем самым задать ему планку для дальнейшего роста.

          19.09.2013
          Reply
          • Восхвалять можно и нужно. Также как и хвалить. Ведь это и есть влияние — как раз то, что мы можем сделать.

            19.09.2013
            Reply
  4. Знаешь, Кристина, а я немного оправдываю героев в их пагубном пристрастии. В послевоенное время каждый выживал как мог. Эти ребята не опускали руки, они пытались не просто выжить, они хотели жить. У каждого в сердце была своя тайна и они держали её в себе, лишь изредка делясь самой малостью друг с другом. И то, что заработанное ими либо пропивалось, либо отдавалось в гонки, показывает, что они живы. Просыпаясь на следующий день герои иначе воспринимали тяготы своей жизни. Про дружбу, взаимовыручку, преданность, любовь героев мне хочется только сказать: «Я восхищаюсь!»

    20.09.2013
    Reply
  5. Natabul said:

    Вот читала книгу и были мурашки по коже, и сейчас вы так здорово сделали подборку цитат, что пережила все ощущения вновь и снова мурашки по коже…

    21.09.2013
    Reply
    • Спасибо, я рада, что у меня получилось вызвать эмоции. А цитат там столько хотелось бы вынести, что боюсь Яндекс меня просто забанил бы за плагиат smile

      21.09.2013
      Reply
  6. Елена said:

    У Ремарка больше всего люблю Триумфальную арку и Жизнь взаймы.

    12.01.2014
    Reply
  7. Михаил said:

    Многие давно уже ведутся на западные приемы оправдания всяких гадостей — недостатков. Наверное чтобы не отставать от «модных трендов». Но лучше держаться элементарного здравого смысла. А все эти приемы как раз и уводят от здравого смысла, и наши на это поддаются. Различного рода извращенные идеи — толерантность по западному, педерастия, педофилия (вещи под своими именами), русофобия и т.д. как их не оправдывай, остаются гадостями. Разве не эти предрассудки привели Германию к войне? Разве не в массе населения культивировались эти идеи? Или это население совсем не причем? Этот роман — типичное воплощение оправдания гадости. Пока они не примут факта испорченности своей ментальности исправления не будет! А нашим нечего туда особо заглядывать, оголтело гнаться за «модными течениями» . Надо формировать свою информационно-культурную среду основываясь на здравом смысле и понимании того что у нас много своих интересных людей и идей, просто они задвинуты с помощью навязывания западных ценностей, нашей лени и шаблонному мышлению. Следуя чужому направлению мы уподобляемся туземцам, которые свое золото меняли на пустышки. Задумайтесь над этим без амбиций и эмоций. Наше спасение — здравый смысл и опора на свою историю. Ведь наши предки не дурнее нас были-это факт!

    08.03.2017
    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *