Продолжаю публикацию цикла статей о Борисовых камнях, присланных мне Михаилом Ставицким. Начало повествования здесь.
Сколько существовало Борисовых Камней, доподлинно никому не известно. В литературе сохранились сведения о семи, пять из которых находились в русле Западной Двины - важнейшей судоходной артерии Полоцкого княжества.
При этом, первое упоминание о них датируется 16 веком, о чем сделана запись в «Хронике литовской и жмойтской»:
«Каждый найдет камень в Двине высокий, от Дисны места миля, а от Полоцка семь миль, между Двиною и Дисною, на низ порогов едучи, на котором камени есть крест и того князя Бориса под ним надпис: «Вспоможи, Господи, раба своего Бориса…».
Да, это не онлайн музыка, что легко воспринимается - здесь еще голову надо поломать, что написано. Тем не менее, еще в начале XIX в. предпринимались меры по сохранению Борисовых камней, но, к сожалению, этих усилий оказалось недостаточно и на протяжении XIX - ХХ вв. большинство валунов с надписями погибли.
Исследователями была принята нумерация Борисовых Камней:
№ 1. Камень около деревни Падкасцельцы в окрестностях Полоцка
Это валун розовато-красного цвета размером 3,5 х2, 6х2, 25 м, который в народе прозвали не иначе, как Борис-Глеб.
На нем высечены четырехконечный крест и надпись: “Иисус Христос. Господи помози рабу своему Борис”.
Его особенностью было то, что камень, находясь в русле Двины, летом выступал из воды, а в половодье заливался. Для местных крестьян он служил своеобразным аграрным календарем - так, если речная вода в межень спадала и камень выходил до определенной отметки на поверхность, все знали, что урожай созрел и пора начинать работу.
А издали казалось, что в воде лежит огромный каравай хлеба. Может поэтому камень прозвали еще и как "Хлебник».
Первый раз поднять со дна реки и переместить его на площадь в Полоцке пытались еще 1889 году, но тогда все усилия не увенчались успехом, несмотря на то, что за дело взялись одновременно более 100 полочан, справившие для этого соответствующий молебен.
И только спустя 100 лет, не надеясь на богослужение, а уповая на технический прогресс, камень смогли вытащить члены Минского спортивно-технического клуба "Геолог", имевшие к тому времени уже большой опыт работ с затопленными объектами.
Чтобы уберечь глыбу от повреждения, ее обложили досками и взяли в жесткий каркас из стальных балок. С помощью специальных приспособлений под камнем проложили траншею. К металлическим основ прикрепили цепи, способные выдержать даже корабль.
Ту работу, что столетие назад не могли одолеть сотни людей, легко сделали военные тягачи. После того, как валун оказался на берегу, самый мощный кран, который только могли найти строители, без особых усилий перенес его на трейлер. Глыба была весом около 50 тонн. Боясь, что ближайший мост через Двину не выдержит такой груз, выдворятелям камня пришлось делать круг через Новополоцк, чтобы установить его у стен Софийского собора в Полоцке.
№ 2. Камень около деревни Наковники (Накоўнікі)
Второй Борисов камень лежал на отмели, почти посредине Двины, немного ближе к правому берегу, километрах в пяти ниже Дисны, у деревни Наковники. Этот серый гранитный валун был настолько фотогеничный, что его особенно любили рисовать и фотографировать. Поэтому его образ легко отыскать в многочисленных изданиях.
В высоту он имел около 2 м, а по периметру около 11 м. Надпись была такой же, как и на первом валуне. В народе этот камень называли Писаник или Борисоглебский.
Глыба не уцелела. Первый раз ее попытались взорвать в 1918 г, когда чистили русло. Повреждена была лишь вершина с изображением верхней части креста. Подпоручик Дэбаналь, руководивший "уничтожением каменных порогов", сделал кое-какие записи. На камне он увидел старославянское буквенное обозначение года, но прорисовку сделал не очень тщательно, а может старое изображение читалось не совсем четко на неровной поверхности. Во всяком случае генерал-интендант Я. Канкрын расшифровал надпись Дэбаналя как цифру 6634, что в современном летоисчислении дает год 1126. Узнав, что уничтожают камни с надписями, Канкрын послал депешу: "Не трогать!" Но опоздал. Взрывом уже была отколота вершина. По счастью этот приказ помог спасти не только этот фрагмент, но и остальные подобные реликвии. Специалисты успели описать их, зарисовать, сфотографировать. Окончательно этот камень уничтожили при советской власти.
№ 3. Камень около деревни Балотки (Балоткі)
Этот камень, сведений о названии которого нигде не сохранилось, был самым большим в роду своих собратьев, имея в длину 5 метров. На поверхности отчетливо выделялся шестиконечный крест и надпись.
Валун также находился посредине Двины в двух километрах вниз по течению от второго камня, рядом с деревней Балотки.
Судьба его такая же печальная, как и у большинства других Борисовых камней – его «расстреляла» на мелкие осколки советская власть.
№ 4. Камень в окрестностях Дисны, в месте впадения в Двину реки Павянушки (Павянушкі)
Этот камень отличался от остальных своими размерами и надписью. Это был валун красноватого гранита и небольшого размера - около 1,5 м высотой. На его поверхности содержался надпись: "Сулибор Крест». Имя Борис на этом камне отсутствует. Форма креста также отличается от других.
В 1879 году по поручению графа Уварова этот валун, не без трудностей, перевезли в Москву, где он стал экспонатом археологического общества исторического музея. Благодаря этому камень уцелел и в конце концов попал в музей-заповедник "Коломенское", где и находится и сейчас:
№ 5. Пятый номер исследователи присвоили Друйскому камню, который еще называют «Спасский» по названию близлежащей церкви. О способах чтения надписи на нем я расскажу отдельно.
№ 6. Камень Рогволода. Валун, не относящийся к Борисовым камням, но к ним причисляемый, т.к. Рогволод был сыном Бориса, жил в ту же эпоху, выбрал такое же обращение - "помози" и использовал имя Бориса, поместив ее на самом видном месте - возле креста. О нем я так же расскажу отдельно.
№ 7. Камень около деревни Высокий Городец Толочинского района.
На нем имелся восьмиконечный крест и надпись: "Господи помози рабу своему Борис."
Это была плоская, почти квадратная пластина из красного гранита, каждая из сторон которого была около трех метров.
В народе валун называли "Степан" или "Кравец". По преданию он владел "портновскими способностями" и в прошлом "обшивал" местных жителей. По преданию, с вечера Степана просили сшить одежду, которую утром забирали уже готовой.
Вначале 20 века над камнем возвели часовню, чтобы попытаться спасти памятник от дальнейшего разрушения. Но это не помогло: в 1936 году реликвию взорвали.
Таким образом, мы видим, что из семи известных истории камней, до наших дней сохранились Борисовы камни только в Полоцке, Друе, Москве и в деревне Минской области.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога rithelp.ru!
Кристина, остаётся только удивляться всему тому, что нам преподносит история и люди. Спасибо за очередное интересное повествование. Рассматривали камушки вместе с мужем, он у меня любит всё таинственное )))
И я люблю все таинственное и очень древнее, интересно!