Камень Рогволода

Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

камень рогволодаЭто тот самый Рогволод Борисович, о котором я упоминала в своей статье «Друя — хранительница исторического наследия — Борисовых камней».

Получается, просил помощи у камня не только князь Борис.

Лежал раньше у деревни Дятлово Оршанского района крупный плоский валун с большим крестом и надписью: «В лето 6679 мая в 7 день доспен крест сий. Господи, помози рабу своему Василий в крещении именем Рогволоду сыну Борисов». Если расшифровать «в лето 6679», получится 1171 год.

Камень Рогволода — это не совсем Борисов камень, но его причисляют к ним, т.к. Рогволод был сыном Бориса, жил в туже эпоху, выбрал такое же обращение — «помози» и использовал имя Бориса, поместив ее на самом видном месте — возле креста.

По форме валун напоминал параллелепипед со слегка скошенными закругленными углами. Длина его достигала 3 м, ширина — 2,4 м а высота 1,8 м. На его грани, обращенной вверх, к небу, был вырублен шестиконечный крест на Голгофе с двумя ступенями и выше упомянутая надпись. Величина букв при этом достигала 15 см. Слова «сыну Борисова» не входили в буквенный круг, а занимали места в центре, возле креста.

Рогволод Борисович

Рогволод-Василий Борисович, по приказу которого и «доспен крест сий», не был особенно удачлив. Сразу после смерти отца он не смог как законный наследник взять власть от отца в свои руки.   Кроме того, за неподчинение Киеву его вместе с другими полоцкими князьями сослали в далекую Византию.

Оттуда он вернулся только в 1140 году, когда изменилась политическая ситуация и был в 1146 году призван полоцким вече на княжение. Недовольство результатами его правления привели к тому, что в 1151 году князя выслали в Минск, а на его место пригласили другого. В Минске князь находился в таком бедственном положении, что за него вынужден был заступиться царь Юрий Долгорукий, известный как основатель Москвы. В 1158 году Рогволод снова вернулся в Полоцк и начал длительную и безуспешную борьбу с минскими князьями. В 1162 году его армия была разбита под Минском. После этого события он в Полоцк больше не вернулся, а прятался в Друцке.

С тех пор имя князя исчезло со страниц летописей. Только камень возле старой дороги с Друцка в Оршу свидетельствовал, что в 1171 году он еще был жив и пытался что-то предпринять. Ранее предполагали, что валун мог быть надгробием Рогволода, но в таком случае на нем должны быть слова «Помяни, Господи».

Рогволода камень долго почитали в народе. В одном из преданий говорится, что ранее камень напоминал своими очертаниями животное, так как имел голову и четыре ноги, что под ним, даже, было свободное пространство, где прятались от дождя пастухи. Будто бы однажды мельник решил использовать круглую «голову» на жернова и отбил ее. Только ничего хорошего из этого не вышло: жернова сами смололись в песок, истребили все имущество и семью мельника. Сгорела и сама мельница*

* Чудинов В.А. — Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования

Впервые валун-документ нашли в 1792 году. С тех пор о нем, как и о других Борисовых камнях, писало много ученых.

В 1807 году над камнем была возведена Борисоглебская церковь, но во время наполеоновского нашествия ее сожгли французы. В 1830 году церковь была заново возведена. Священника новой церкви начали беспокоить сны, которые он счел вещими. Святой отец решил выяснить, не лежат ли под валуном мощи какого-либо праведника. Получив разрешение у своего церковного руководства на раскопки, он совершил молебен и взялся за работу. Но тут небо начало затягиваться темными тучами. Началась сильная гроза. Священник счел это знаком божественного недовольства и не решился совершить задуманное.

Погубило камень равнодушие и бескультурье. Перед войной, во время борьбы с религией, когда воинствующие атеисты боролись не за души верующих, а с атрибутами культа, камень Рогволода взорвали вдребезги. Так погиб один из самых ценных памятников истории древней Беларуси, погиб документ с точной датой: днем, месяцем и годом создания, с именами.

Автор статьи — Михаил Ставицкий.

От себя добавлю — к появлению потомства и выписке молодой мамы с ребенком из роддома мы относимся  куда более серьезно, чем к сохранению исторических ценностей. Даже покупка сумки трансформер для рожениц и не какой-нибудь, а от всемирно известной компании «Пауль Хартманн»  не дает гарантии того, что ребенок, став уже взрослым человеком, не начнет уничтожать ценности, которые мы считаем святыми.

Правда, есть ли они у нас, эти ценности? ….

Но ведь что-то же мы хотим оставить для своих потомков….

А сумку такую, кстати, можно приобрести (недорого) в интернет-магазине «Мерси.ру».

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

5 комментариев

  1. Много всего уничтожили. У нас в городе есть сквер с красным песком на дорожках. Этот песок был когда-то церковью.

    21.07.2012
    Reply
  2. Ирина said:

    Это наша история, поэтому конечно же, следует относится к ней бережно. Не сохранив такие вот ценные послания, доставшиеся нам из прошлого, мы можем вообще потерять представление о том, откуда мы вообще взялись на этой земле. У нас тоже в Риге во время правления атеистов много церквей уничтожено было, правда сейчас восстановили.

    23.07.2012
    Reply
    • @Ирина, Восстанавливают! Причем с особым рвением. Если раньше на каждом углу были торговые центры, то сейчас торговый центр чередуется с какой-нибудь церковью.

      23.07.2012
      Reply
  3. MariaPerev said:

    Да уж, тяжелая судьба была у Рогволода Борисовича. а ценностей и правда много исторических уничтожено. Вот сегодня прочитала, что радикальные исламисты хотят уничтожить пирамиды в Египте, представляете? Из-за того, что это языческое наследие…

    23.07.2012
    Reply
    • @MariaPerev, Не Дай Бог! Я планировала увидеть их своими глазами ))) А вообще достало все это — смены правительств, формаций, идеологий, где каждый норовит уничтожить памятники истории.

      23.07.2012
      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *