Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Решила я пополнить свой скудный багаж знаний информацией о жизни и пропагандируемом мировоззрении еще одного философа античности - Диогена Синопского. А то до сих пор у меня были представления о нем только как о философе-аскете, который всю свою сознательную жизнь провел в бочке и призывал всех к такому же образу жизни.
Что интересно, будучи представителем философской школы, именуемой, как киники, и благодаря мировоззренческим взглядам самого Диогена, в обиход нашей жизни вошло слово, несущее самый негативный смысл «циники».
А как все хорошо начиналось...
Вначале были киники
Непосредственные ученики Сократа, среди которых был и Диоген Синопский, создали свою школу «киники», основной постулат обучения которой сводился к тому, что надо довольствоваться тем, что имеешь. Для философа, для мудреца, что собственно одно и тоже, самое главное – это смирение.
Их взгляды на жизнь, в свое время, надо сказать, пользовались заслуженной репутацией, впрочем, как и сейчас нашлись бы их последователи из числа тех, кто разочаровался в радостях земного бытия. Особую популярность эти философские взгляды приобрели в ту пору, когда греческие полисы стали терять свою независимость и вынуждены были подчиняться влиянию извне.
Киники ратовали за то, что высшее назначение человека – быть свободным от внешних привязанностей, заблуждений и страстей. Но, пропагандируемая ими, незамысловатость бытия, привела к некоторым перегибам их взглядов.
Как, утверждают историки, показателен в этом плане диалог, состоявшийся между киником и одним богачом, когда первый сказал, что ты мол, богач, даешь щедро, а я принимаю твой дар молча, не пресмыкаясь пред тобой и не роняя своего достоинства и при этом я тебе ничего не должен. Т.е как бы, принимая блага извне, ты остаешься к ним равнодушным.
Спрашивается, зачем принимать то, что для тебя не представляет никакой ценности и в этом нет никакой необходимости?
Отсюда и понятие цинизма - пренебрежительное и презрительное отношение к законам, правилам нравственности и всеобщим ценностям. Не просто что-либо принял в дар, а принял это с высокомерием, воспринимая, как должное. Не просто что-либо украл, а украл это на виду у всех, игнорируя любые нормы морали.
Киники стали циники
Может быть это явление и называлось бы кинизмом, но как это часто бывало с латинскими словами, свою роль сыграла фонетика (как и в случае с генитивной метафорой). Киники на латинском языке звучали, как Cynici, что и переросло в будущем в «циники».
Несмотря на некоторые здравые взгляды Диогена на жизнь, даже сквозь призму его аскетизма, мне его убеждения абсолютно не импонируют. И причиной тому его язвительное, я бы сказала, «циничное» отношение к другим людям. Все вокруг, с его точки зрения, были мерзавцами и негодяями, но при этом, сам недоумевал почему люди стремятся к тому, чтобы спихнуть своего соседа «в канаву», а не хотят попытаться стать прекрасными и добрыми...
Вот некоторые из поступков, которые характеризуют Диогена:
- Когда его привели жилище с богатым убранством (история, правда, умалчивает о наличии в том доме вентилируемых фасадов) и акцентировали внимание на том, что здесь плевать нельзя, он сплюнул в лицо спутнику, утверждая, что не нашел худшего места.
- В другой раз, будучи на улице, он закричал: "Эй, люди!" и когда на его крик сбежался народ, он сказал, что звал людей, а не мерзавцев и все в таком духе.
Независимость во взглядах и поступках – это может быть и хорошо, но не тогда, когда она граничит с сумасбродством, доводящим до того, что он прилюдно занимался рукоблудством, сетуя лишь на то, что таким же способом, потирая свой живот, нельзя унять голод. *
* Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. В переводе Гаспарова М.Л.
Природа для него была важнее, чем обычай. Презирая славу и знатное происхождение, что может быть и неплохо, он тем не менее, разрушал устои общества. Но вот парадокс, многие его уважали и стремились стать его последователями.
А не в том ли кроется сущность человека – находясь в оковах обычаев, традиций и законов, стремиться к свободе духа (как тот самый мотылек)?
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
Да, Кристина, это интересный вопрос. Ассоциации сразу стали болезненные, потому что связаны с дорогим человеком. Тоже хотел свободу, тоже надоело давление, рамки. Понимаю его, но страдаю из-за морального неспокойствия, постоянной и часто скрываемой боли из-за сложившейся ситуации. Вроде как правильно стремиться к свободе, но для кого-то со стороны это могут быть сильные переживания.
Я наверное непонятно написала, тем более без подробностей. Стремление к свободе духа - это достойная черта! Только как можно делать при этом неприличные вещи, как это делал Диоген? Прямо уважать перестала его. Лучшая черта - доброта.
@Елена, Лена, ты написала так, как тебе удобно. А кто как поймет - это уже дело каждого
Лена, но согласись, ведь если бы он поступал по-другому, не оскорблял бы других людей, он был бы такой же, как все. Все мы хоть о ком-то думаем не очень хорошо, но сказать в глаза это у нас не хватает смелости. Понимаем, что могут быть какие-то санкции, лишения, неудобства, поэтому и молчим, а на кухне со своим супругом злословим по этому поводу. Нас сдерживают рамки приличий. А его ничего не сдерживало. Так он проявлял свою свободу духа. Бррр..
Я согласна, Кристин, конечно. Много думаю об этом. Так иногда хочется поменьше переживать за тех, кто ищет свою жизнь, свои пути, ломает рамки. Понимаю и в глубине души одобряю это, но при этом как не хочется страдать, когда дорогие и близкие, в итоге, в конфликте. Грешным делом и подумаешь, был бы как все... А вспышки по поводу рамок приличия и у самой бывают! Так легко сразу становится, когда поступаешь сообразно своим взглядам. А то, верно говоришь - посудачим на кухне и опять давай притворяться...
Кристина, и опять хочу сказать - как же твой блог быстро открывается! Совсем другое дело. Вы молодцы с сыном.
@Елена, Спасибо, Лена!
Стремясь к свободе, к тому, чтобы быть не как все, поворачивают не в ту сторону. И в тоже время, быть не как все, еще не означает свободы... А циничное отношение к людям не освобождает от зависимости от этих же людей. Скорее, наоборот.
@Маргарита, Но все ведь свобода зависит от личных убеждений. Кто-то считает, что это и есть свобода - поступать не так, как все. Можно ведь и будучи закованными в цепи считать себя духовно свободным, а можно и находясь в чистом поле чувствовать себя пленником.
«ЦИНИК — это тот, кто не видит в человеке хорошее, но всегда замечает плохое. Он похож на сову, которая превосходно видит в темноте и слепа на свету, которая охотится на мелких грызунов и не видит благородной дичи». Это высказывание приписывают американскому проповеднику Генри Уорду Бичеру, жившему в XIX веке. Многие согласятся, что его слова точно описывают дух современного циничного человека. Однако изначально слово «циник», появившееся в Древней Греции, означало не только того, кто проявляет такую настроенность ума. Многие столетия оно указывало на принадлежность к определенной философской школе.
Как развивалась философия циников? Чему они учили?
@Ольга Агапова, Определение, что дал Уорд Бичер точно описывает поведение Диогена - ни отнять, ни прибавить!
Диоген родился в 412 году до н. э. в городе Синопе на Черном море. Вместе с отцом он переехал в Афины, где и познакомился с учениями циников. Диоген стал учеником Антисфена и проникся цинической философией. Сократ жил просто, Антисфен — еще проще. Диоген же вел жизнь аскета. Чтобы подчеркнуть пренебрежение к материальным благам, Диоген, по преданию, ненадолго поселился в бочке!
Утверждается, что Диоген, искавший наивысшего блага, среди бела дня ходил со светильником по Афинам, ища добродетельного человека. Тем самым он привлекал к себе внимание и, как и другие циники, учил людей. По преданию, Александр Македонский однажды спросил Диогена, чего бы тот желал больше всего. В ответ Диоген лишь попросил его отойти в сторону, чтобы не заслонять солнечный свет!
Диоген и другие циники нищенствовали. У них не было времени на поддержание нормальных человеческих отношений с окружающими, и они не признавали гражданских обязанностей. Должно быть, под влиянием сократического метода они стали относиться к другим с подчеркнутым неуважением. Диоген прославился своей язвительностью. Циники заслужили репутацию «подобных собакам», Диогена же самого прозвали псом. Он умер около 320 года до н. э. в возрасте примерно 90 лет. Над его могилой поставили мраморный памятник в виде пса.
Некоторые аспекты философии циников были переняты другими школами мыслителей. Однако позднее школа циников потеряла уважение из-за эксцентричности Диогена и более поздних последователей этого учения. Со временем школа прекратила свое существование.
@Ольга Агапова, Школа прекратила свое существование, но ее идея живет и развивается, без нашего активного участия - циничных идей и поступков хоть пруд пруди
Да, смирение в принципе, это хорошо. Но грубость и неуважение в отношении других людей, это уже перегиб палки... Все должно быть в меру) Можно ведь жить как хочешь, но не мешать при этом никому))
@MariaPerev, А как тогда другие узнают, что ты, оказывается, живешь свободно и по собственному разумению? Как донести в массы свою идею? Только личным примером...
@Кристина, Так если живешь по собственному разумению, зачем об этом кому-то непременно нужно знать?)
@MariaPerev, Ну как же, Маша, хочется чтобы все жили хорошо и правильно - так, как ты))) Надо же и других научить мудрости. И не было бы тогда такой науки, как философия, если бы все жили, скрывая свои взгляды.
Диоген и Эпикур - для меня символы двух противоположных отношений к себе и жизни. Первый философ - от всего отказывается, видя смысл в аскетизме, смирении и лишениях, а второй - наслаждаясь по полной программе, познает себя и мир, видя смысл в удовольствиях. Не скажу, что мне близки эти крайности. Я сторонница золотой середины. Хотя по натуре я аскет, мне мало надо для счастья. От этого философия Диогена мне более чем понятна.
Кстати, эта история с бочкой... В центре Софии, рядом с самыми дорогими магазинами уже несколько лет живет крошечная бабушка в картонной коробке... Современный Диоген...
@Maria Trudler, Мне уж тогда больше понятна философия Зенона, нежели Диогена. Последний просто бросал вызов обществу, в котором он живет сам из себя ничего не представляя. Хотя... о нем говорят и через столетия, а о его соседе по улице - никто!
Какой кошмар! Ты думаешь это ее сознательный выбор? Боюсь это не современный Диоген, а издержки современного общества.
@Кристина, Да, философия Зенона мне тоже понятна. ))
Старушка-дюймовочка... Думаю, это судьба. Чуть-чуть знаю ее историю, ей предлагали жилье муниципальное, но она отказалась, так как ее цыганский район не устраивал. Она, по-моему, свою квартиру потеряла из-за цыган-мошенников, поэтому не хочет жить с ними рядом. Ее приходило телевидение снимать, но она твердо стоит на своем. Не могу сказать, что я понимаю до конца ее выбор, а ты? В ее упорстве я вижу диогеновский вызов потерявшему совесть обществу, равнодушию людей, бесчеловечной системе. Непростая бабушка, на мой взгляд...
@Maria Trudler, В любом случае - это ее выбор. Потеряла она квартиру, я больше, чем уверена, по своей вине. Ей предлагают жилье - она не хочет жить рядом с цыганами. Но не "Рублевке" же, утрировано говоря, предлагать ей жилье.
Да, бабушка не простая...боюсь,у которой все кругом виноваты в ее несчастье... Хотя может она и счастлива в своем нынешнем состоянии...
Хотя на самом деле мне сложно понять стремление выделиться, так как сама гораздо чаще натыкаюсь на непонимание... и думаю, может, проще быть как все...
@Маргарита, Оно, однозначно, проще =) Но скучно)))
Даже и не знаю, веселее это или наоборот.., у меня не получается "как все"...
Для меня поступки Диогена отдают не мудростью, а скорее глупостью. Все таки надо ценить то, что дает нам мирное сосуществование с себе подобными. Если сам отрицаешь все нормы, то нельзя требовать, чтобы и другие следовали им. Вообщем говорю к тому, что такие взгляды ведут нас в темное прошлое, где каждый друг другу враг.
@Оля, Оля, я с тобой полностью согласна! Только, я так думаю, если бы все себя вели, как он, то и Диоген не был бы Диогеном. Это простой вызов обществу, чтобы выделиться среди себе подобных.
Сумасбродов и сейчас хватает, взять хотя бы известный случай пляски трех проституток в храме. И посмотрите, сколько у них защитников...
То ли мода сейчас на безумства и полное неуважение ко всем общественным ценностям? Так можно вполне докатиться до животного состояния.
@Галина Долгих, Это точно, что сумасбродов хватает. Аналогичная ситуация, я считаю, сложилась и вокруг этого Брейвика. Показуху устроили из судебного процесса над ним. Демократия, блин... О таких вообще говорить нечего - осудить и забыть. Не удивлюсь, если еще книгу о нем издадут. Совсем с ума посходили!
Многим бы не помешало брать пример с этого удивительного человека.
Жить в бочке и радоваться тому, что есть!
@Viktoria Zlata, Оно может быть и неплохо - радоваться тому, что есть, но жить в бочке совсем не хотелось бы...
Кстати, афоризмы прикольные у вас на сайте стоят )
Понравилось про ворону!
@Viktoria Zlata, Они меняются с каждым обновлением страницы =)
Очень интересно и познавательно, а все лишь про "Бочку Диогена" знают 🙂
Сумасбродство бывает разное.
И философией зачастую называют вещи, не имеющие к оной никакого отношения.
Каждый видит то, что ХОЧЕТ видеть.
1. Диоген Синопский, однажды, увидев, как мальчик пьет воду из ладони, выбросил из сумы чашку и воскликнул: "Мальчик превзошёл меня простотой своей жизни"!
Либо вот ещё:
2. Диоген просил подаяния у статуи, а когда его спросили, зачем он это делает, тот ответил: "Чтобы приучить себя к отказам"!
Вот сумасбродство это, или высшая степень аскетизма?!!
Сумасбродом ли был Будда, который оставил дворец, жену и все богатства и отправился в жизнь нищенскую?!!
А голые девицы в храмах и прочих местах - это просто кощунство над святыней и издевательство над обществом.
Что-то я сегодня категорична страшно!
Кристина, отличная статья!
Спасибо!
@Стефания, Все правильно, Стефания! Поди разберись в этом мире, где правда, где ложь. Одно знаю точно, какие-то святыни, ценности должны быть у человека в голове и не собственно придуманные, а общечеловеческие.
По поводу выходок девиц - только и хочется спросить - "Ну и что, чего вы этим добились". Того, чтобы на них обратили внимание. В историю они все равно не попадут, а позже и самим стыдно будет.
А по поводу Диогена и его высказываний - это здравый смысл. Не аскетизм, а приспособленность к реалиям жизни. А то будет, как в анекдоте, когда одна типа из таких девиц приезжает в деревню и спрашивает у сторожил, куда можно здесь сходить. В ведро, дорогуша, куда же еще.
Мальчик может и не ходил превосходить его простотой свое жизни, но другого выбора у него не было. Не умирать же с голоду. Правильно ты, Стефания, говоришь, каждый видит то, что хочет видеть.
Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.