Возникшие почти одновременно две философские школы – киники и стоики, хоть и проповедовали одну идею – равнодушие к земным благам, отличались друг от друга в корне.
Не зря, в дальнейшем на базе одной, появилось такое явление, как циники от лат. сynici, в то время, как стоик ассоциируется у всех с мужественным человеком, безропотно переносящим все жизненные невзгоды.
Стоицизм, как направление философской мысли, в котором выделяются 3 периода его развития, просуществовало с III в. до н.э. до III в. уже нашей эры.
Первый период – это ранний стоицизм, представителями которого являлись Зенон из Китиона, Хрисипп и др.
Второй период – средний стоицизм ( II — I вв. до н. э.). Здесь звучат такие имена, как Панеттий и Посидоний;
Третий период - поздний стоицизм, где свой след оставили такие личности, как Цицерон, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий и др.
Свое название стоики получили от места, где находилась эта философская школа. А находилась она в крытой галерее, украшенной фресками – «стое». *
* Якушев. А. Философия (конспект лекций)
В этой статье мне хотелось бы рассказать о Зеноне, как основателе школы стоицизма.
Зенон из Китиона
Китион или Китий - город на Кипре, в те давние времена являлся центром финикийской цивилизации. Вот здесь-то и рос Зенон - сын сын Мнасея.
На греческую же землю этот финикиец ступил в тот момент, когда он занимался делом своего отца – продажей пурпура. Одно из его морских путешествий закончилось неудачей – весь его груз затонул в море и он вынужден был задержаться в Афинах. Было это в 315 году до н.э.
Существенного разорения гибель груза ему не принесла, но послужила толчком к переосмыслению своей жизни.
Зенон и киники
Вначале Зенон приник к киникам и сделался слушателем Кратеса, который добровольно отказался от заемных благ ради единения с природой. Слушая его, Зенон сделал для себя вывод, что жизнь человека должна строиться не на прихотях, а на непреложных законах бытия.
Но вульгарные выходки киников, их презрение, как к другим людям, так и к знаниям, не способствовали тому, что бы он стал их последователями. Ему такой образ жизни претил. Он считал, что если человек хочет жить в согласии с природой, то в первую очередь он должен озадачиться вопросом, что представляет из себя Вселенная и чем она управляется.
И он стал самостоятельно искать ответ на этот вопрос, поставив перед собой цель - реформировать кинизм, подведя под него прочное основание, очищенное от крайних экстравагантностей.
Зенон и стоики
Один из главных вопросов, на который стоики искали ответ, сводился к тому, чтобы понять, что такое благо и в чем оно состоит?
По их мнению благо состоит в том, чтобы жить в соответствии с добродетелью, т.е. с тем, что совершенно в соответствии с разумом. А в соответствии с разумом может быть совершено только благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. Все, что противоположно этим четырем элементам, т.е. неразумие, необузданность, несправедливость и трусость – это зло. Других, промежуточных состояний нет – либо добродетель, либо зло. Все, что может стоять между добродетелью и злом – безразличные вещи, которые не зависят от человека (жизнь и смерть, богатство и бедность, болезнь и здоровье). Поэтому эти безразличные вещи надо принимать такими, какие они есть. От человека не зависят обстоятельства его жизни, от него зависит лишь его отношение к этим обстоятельствам. Отсюда и происходит стоический постулат - жизненная пассивность, при которой человек примиряется со всем происходящим вокруг. Так утверждает, во всяком случае, Блинников Л.В. в своем кратком словаре философских персоналий.
Только вот интересно, утверждая подобное о жизни и смерти, сам же Зенон закончил свое земное существование, добровольно лишив себя жизни, проще говоря, совершил суицид. И как так, по его мнению, жизнь и смерть не могут зависеть от самого человека?
Мень А. в своей книге «История религии. На пороге Нового Завета» утверждает, что согласно теории стоиков, если добродетельному человеку опостылела его жизнь, он имеет право распорядиться ею по своему усмотрению, вплоть до того, чтобы самому ее оборвать.
С одной стороны, стоицизм не так уж и плох. Не всегда надо жить стремглав и суетясь. Иногда надо подчиниться обстоятельствам и умереть свои пыл и страсти. Согласно стоицизму, единственно правильное благо всецело заключается в воле человека, а потому он может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в болезни, будучи приговоренным к смерти и т.д. Именно такое поведение освобождает человека от тревог и отрицательных эмоций ибо в нем изначально отсутствует страдание.
Но, в то же время, стоики призывали к социальному единству и космическому братству. Из этого космополитизма вытекала необходимость введения таких обычаев, к примеру, как общность жен и отмена денег. Наилучшей формой правления, по Зенону, был бы естественный союз свободных граждан, подобных стаду,
"пасущемуся на общих пастбищах, согласно общему закону"
* Пельман Р. История античного коммунизма и социализма
Ну, а если вы по своим убеждениям не стоик и предстоящая уборка помещений не дает вздохнуть свободно, обратитесь к профессионалам и они все за вас сделают.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
"От человека не зависят обстоятельства его жизни, от него зависит лишь его отношение к этим обстоятельствам" - согласна с этим утверждением. Мне кажется, даже самоубийство человек совершает по воле небес, а не по своей воле. Это не значит, что надо пассивно жить, спать и ленится. Надо делать все, что в наших силах, но одновременно осознавать, что все делается за нас свыше. Мне симпатично не смирение перед судьбой, а спокойное, ровное к ней отношение - когда философски приподнимаешься над проблемами, а не погружаешься в них.
@Maria Trudler, Мне в этом плане запомнился случай, о котором нам в школе рассказывала наш учительница по литературе. Мол, ей позвонили на работу и сообщили, что горит ее квартира. Так она не понеслась домой, как сумасшедшая, а шла спокойным шагом, зная, что на место пожара приехали пожарные и она своей суетой и нервотрепкой ситуацию не исправит. Верно все, но все равно поражаюсь ее выдержке.
А насчет суицида у меня иное мнение. Когда нет сил приподняться над проблемой, и ты в нее погружаешься, то ты сам и только сам избираешь для себя более .... наверное легкий путь - уйти вообще от проблемы.
«Каждый стоик был стоиком; но в христианстве где же христиане?»
(РАЛФ УОЛДО ЭМЕРСОН, АМЕРИКАНСКИЙ ЭССЕИСТ И ПОЭТ XIX ВЕКА
Современниками эпикурейцев были греческие стоики, которые считали Богом природу. Они думали, что, когда люди умирают, их безликая энергия вновь поглощается массой энергии, составляющей Бога. По мнению стоиков, величайшим благом была жизнь в согласии с законами природы
@Ольга Агапова, Верно сказал Эмерсон. Многое из стоицизма перешло в христианство, но не все христиане - христиане.
С идеей космополитизма они конечно "перегнули палку", а вот умение возвыситься над обстоятельствами и жить в гармонии с законами природы помогло бы в современной жизни.
@Елена, Полностью согласна, Лена!
Фильм "Камо Грядеши". Как там звали ближайшего советника Нерона, кто помнит? По моему это типичный стоик.
@Евгений Сусманович</a
Его учитель был Сенека.
Ух ты!
Нет никаких ключей от счастья. Дверь всегда открыта.
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.