Риторика межличностного общения, как часть теории аргументации

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

стереотипПродолжаю повествование о неориторике, начатое еще в статье «От украшения речи к теории аргументации».

В данной статье речь пойдет о риторике межличностного общения, как составной части теории аргументации (наряду с риторикой текста).

Неориторика межличностного общения действует через убеждение и внушение.

Что такое убеждение

Как уже было сказано ранее, убеждение — это не только знание истины, сколько уверенность в ней. При этом, процесс убеждения – это не только логическое доказательство, но и формирование у слушателей соответствующего отношения к рассматриваемому предмету, в соответствии с которым слушатель будет готов не только защищать точку зрения, предлагаемую оратором, но и действовать в соответствии с нею. Например, уверен человек в том, что бутилированная вода «Горная вершина» лучше любой другой, он и будет только ее и покупать, и другим советовать (подробнее об этой воде вы можете почитать на сайте aqualeader.ru, кому интересно).

И здесь оратору важно убедить слушателя в правоте своей позиции, т.к. доказательство, основанное на одних только аргументах не всегда является эффективным. И в данном случае на помощь приходят аргументы от человека, запрещенные логикой (стремление восхвалить или опорочить собеседника).

Этим приемом пользовались еще древние ораторы:

Восхваляя честность Помпея, Цицерон попутно дает ужасную характеристику римских наместников, т. е. не упускает случая немного уколоть зазнающийся нобилитет, поставляющий в провинции магистратов: «Я не говорю, что у нас нет честных и воздержных людей, но никто не считает их таковыми, до того преобладают численностью алчные» («О законе Манилия» 22, § 64).*

*Цицерон. Сборник статей. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1958.

им пользуются и сейчас, современные обладатели красноречия.

Могут быть использованы и другие приемы: взывание к чувствам, воздействие на эмоции и волю слушателей (ирония, сарказм, сострадание и т.п.)

Что такое внушение в неориторике

Вторым приемом неориторики является внушение, под которым подразумевается навязывание собственного мнения адресату путем воздействия на его подсознание, но таким образом, что создается ощущение добровольного принятия чужого мнения.

При этом важную роль для внушения играет группа факторов, связанных с личностью оратора: его статус, поведение, внешний вид — все то, что сегодня называют коротким словом — имидж.

И потому такие факторы нашей жизни, например, как ожидание разрешения жизненных неурядиц влияют на готовность определенной личности воспринимать предлагаемые суждения не критически (так, мы все знаем, как заманчивые предложения на работу за границей без специальных знаний, но с высоким заработком, оборачиваются рабством).

Методы внушения

Методами внушения являются три вида пропаганды: демагогия, мифология и реклама.

Демагогия — это набор лживых приёмов и средств (лживые обещания, порицание и посрамление противника и т.п.), которые позволяют вводить аудиторию в заблуждение и склонять её на свою сторону. Истина для демагога не имеет никакого значения.

Мифология (миф — сказание, предание; логос — рассказ) — это мир первообразов, когда чисто человеческие отношения переносятся на природу и общественные явления. Например, мифы о Геракле у нас прочно ассоциируются с образом сильных и крепких мужчин.

Вся современная мифология базируется на теории естественного отбора о том, что человек — существо исключительно природное и в обществе действует биологический закон: сильный пожирает слабого (философия неодарвинизма).

Реклама — это оплачиваемая информация о вещах, идеях или услугах, направленная на расширение и стимулирование их спроса и сбыта.

В неориторике реклама призвана тиражировать демагогию и мифологию и вдалбливать их в сознание потребителей. Реклама навязывает человеку те понятия и взгляды, которые сами в его сознании не возникают. Она, используя эмоциональную сторону человеческого сознания, воздействует на самые уязвимые места потребителя информации, такие как, любопытство, лень, потребность в комфорте как простейшей форме счастья. Сильнейшими средствами рекламного воздействия стали такие человеческие качества как сентиментальность, сексуальность и престиж. Внедряясь через эти окна в человеческое сознание, реклама, а с ней и демагогия, и мифология манипулируют людьми, их мышлением, поведением и поступками. Благодаря только рекламе у молодежи возникает стойкое ощущение, что курить - это модно, курить дорогие сигареты - это престижно. Ну а в итоге, получаем то, что получаем - проблемы здоровья подростков-курильщиков со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Опытный оратор-манипулятор использует еще и стереотипы - упрощенные стандартизированные эмоционально окрашенные образы явлений окружающего мира.

Что такое стереотипы

Стереотипы не есть истина, т.к. это лишь упрощенное представление об объекте, но они - необходимое свойство нашего сознания. Кроме того, они являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе разных признаков. Например, на основе возраста («молодежь не любит читать»), профессии («все адвокаты — жулики»), пола («все мужчины хотят только одного») и т.п.

К сожалению или нет, но ни один человек не может прожить без них, т.к. обдумывать, анализировать критически каждое понятие у человека не хватает ни сил, ни времени. И свойства стереотипов как раз и заключается в том, чтобы быстро оценивать и воспринимать то, что ему говорят, полностью отключив критическое мышление.

Не секрет, что «на силе стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки. Частое повторение слов и оборотов речи создает стереотипное представление о высоком качестве какого-либо товара и загоняет это представление в подсознание»*.

* С. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М.2000

Особенно характерно создание стереотипов в неориторике. С помощью стереотипов оратор способен вначале привлечь, а затем и удержать внимание аудитории, тем самым делая сторонницей своих взглядов.

Через демагогию, мифологию, рекламу и стереотипы оратор осуществляет главную цель неориторики: не только передать информацию, но и изменить мнение слушателей по какому-либо вопросу, а так же направить их действия в нужном направлении.

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Комментарии к записи "Риторика межличностного общения, как часть теории аргументации"
  1. Очень познавательно. Вывод для меня неутешительный. Я не умею внушать, но и сама не поддаюсь внушениям, вернее редко поддаюсь, только в том случае, если у меня большой интерес к этому предмету или теме.

    • @Алла, Спасибо, Алла, за отзыв!
      Боюсь, вот только внушению мы все так или иначе подвержены, кто в большей степени, кто в меньшей. Реклама полностью поработила наше сознание =( Если пропаганде мы еще как-то можем сопротивляться, то этой заразе СМИ - не очень.

  2. Вот сейчас задумалась, а каким было бы общество без рекламы? Она создает для нас крупные цели в жизни - купить машину, съездить на курорт, и более мелкие - обязательно попробовать тот йогурт с "чудо" вишней. Если человечество разом лишить рекламы, то возможно многие просто потеряются, потому что они привыкли жить ради ложных целей, которые создает реклама.

    • @Оля, Хороший вопрос ты, Оля, подняла! Над этим стоит порассуждать. Ибо каким бы злом реклама не была - она неотъемлемая часть нашей жизни.

  3. Да, реклама правит. Но сознанием народа манипулировали всегда, только разными методами.
    Как раз вчера тоже писала на тему стереотипов, только с другой стороны.

    P.S. Зашла в другом браузере - получилось. Так что иногда буду заглядывать. 😉

    • @Маргарита, Спасибо, Маргарита, что заглянули. Я в ближайшее время займусь вплотную устранением неполадков. Вернее не я, а Ольга Горяева. Вот только она освободится немного!
      Да, интересная у Вас статья на тему стереотипов!. Есть над чем подумать!

  4. Лучшее убеждение, наглядный пример качества чего-либо и действительно заинтересованность человека в чем-либо. Иначе спорить или убеждать можно до конца, при этом не понимая чего то человек хочет на самом деле.

    • @Icar, Это из области рекламы? По типу того, как рекламируют моющие пылесосы - "наглядный пример". И не надо было, и вдруг такая потребность в нем проснулась)))

      • @Кристина, Нет, с пылесосами и навязчивой рекламой - это жесть. Просто в правильное время в правильном месте, дать нужным людям информацию, им нужно - вы дали 🙂

  5. Да! В настоящее время в теме "убеждение" большое место занимает реклама. С ней непосредственно знаком каждый и каждый ощущает ее влияние на себе. Сейчас многие пишут о том, что не потребности наши формируют рынок и продукцию, а сам рынок и реклама товаров - началось самое натуральное "втюхивание". Вот пример: у вас есть сотовый телефон и не старый еще, а в рекламе жжужит: "Что новенького?", "Из отпуска сразу в Евросеть!" - вам стараются продать, что вам сейчас не нужно, просто наворотов больше, как игрушку, и эта гонка без конца... Я уж молчу про магазины на диване, когда если не купишь то, что они рекламируют, то преподносится ситуация как патовая, не дай Бог ты это не купишь - пиши "пропало!"
    Реклама поэтому и раздражает, а добивают нас громкостью, как будто от громкости зависит уровень убеждения рекламы.

    Кристина! Когда захотите отдохнуть, приглашаю пофилософствовать о дожде. У меня конкурс. Условия на главной странице блога.

    • @odogde, Ох, эта реклама! Самое противоречивое, наверное, явление в нашей жизни. Всех она раздражает, но и все она нужна. Ну может не всем, а производителям и поставщикам точно. А ими и мы можем стать в любой момент.
      За приглашение к конкурсу спасибо! Что-то такое промелькнуло в голове. Если сложится в определенную мысль, то обязательно приму участие. А Вас я тоже приглашаю принять участие в своем конкурсе))) http://xlebsolj.ru/2011/09/konkurs-pridumaj-anekdot-pro-kartoshku/

  6. Кристина, спасибо за интересную статью!
    Если мы говорим о риторике межличностного общения, то, мне кажется, немаловажную роль играет ее речевой аспект. А именно то, как оратор умеет держаться в своей речи, как он красиво может организовать мысли, построить фразы и использовать эмоциональную окраску интонации. Красивая, грамотная и образная речь - полдела в убеждении. Американцы любят порассуждать о том, кто из президентов обладал прирожденными ораторскими способностями, а кто нет, и как это повлияло на внедрение их идей в массы.

    • @Ира Чирашня, Конечно, Ира! Речь не только надо произнести, но и преподнести.
      Был у нас один преподаватель в институте. Вроде бы и не скучно, но в определенный момент времени ты все равно начинал вырубаться на лекции. Так он, видя это, через определенный промежуток времени, резко начинал повышать голос. Взбодришься - и вперед дальше слушать))).

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Случайная цитата

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

— Эрих Мария Ремарк