Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Итог аттическому красноречию подвел Аристотель, выпустивший в 355 г. до н.э. книгу «Риторика».
Там он выдвигает следующие важнейшие положения:
1. Риторика носит характер всеобщности, так как она находит средства убеждения для любого предмета:
«Риторика - искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки.
Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения выносят с не должным образом, то истина и справедливость обычно бывают побеждены своими противоположностями, что достойно порицания… Запомните это, если вам надо будет писать курсовую на эту тему - самому или вы будете заказывать курсовую, неважно http://zakazat-kursovuyu.ru/index.php/zakazat-kontrolnuyu-rabotu/zakazat-kursovuyu-rabotu. Кроме того, необходимо уметь доказывать противоположное, так же, как и в силлогизмах, не для того, чтобы действительно доказывать и то, и другое, потому что не должно доказывать что-нибудь дурное, но для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется доказательствами несоответствующими истине».
2. Риторика основана на личных качествах оратора: разуме, добропорядочности, состоянии духа.
3. Риторика предлагает следующие этапы возникновения и разработки речи:
изобретение материала,
составление плана (скелета речи),
запоминания и заучивания материала,
словесное (точное, правильное, изящное) выражение.
Обобщив опыт, который накопили логографы и софисты, Аристотель выдвигает особый вид доказательства - риторическое, которое опирается не только на логику, но и на ценностную и психологическую сторону убеждения потому, что именно с его помощью оратор сможет сообщить наибольшую вероятность своему мнению. Отсюда Аристотелем выдвигается более широкое определение риторики как искусства убеждения, использующее возможное и вероятное там, где реальная достоверность (логика) оказывается недостаточной.
«Риторика» Аристотеля рассматривает три главных составляющих речи – оратора, слово и слушателя («кто говорит», «что говорит» и «кто слушает»).
В разделе «Кто говорит» Аристотель рассматривает личные качества оратора, которые могут вызвать доверие слушателей – разум, добропорядочность и состояние духа. «Необходимо не только заботиться о том, чтобы речь была доказательной и возбуждающей доверие, но также и показать себя человеком известного склада и настроить известным образом судью, потому что для убедительности речи весьма важно (особенно в речах совещательных, а затем и в судебных), чтобы оратор показался человеком известного склада и чтобы [слушатели] поняли, что он к ним относится известным образом, а также, чтобы и они были к нему расположены известным образом…».
В разделе «Что говорит» Аристотель рассматривает главные составляющие речи:
1. Инвенция – изобретение материала и аргументов;
2. Диспозиция - расположение материала;
3. Запоминание - усвоение материала;
4. Элоквенция (элокуция) – словесное выражение материала (само красноречие);
5. Акцио - произнесение материала (речи).
Раздел «Кто слушает». Здесь Аристотель разработал риторическую аргументацию, при помощи которой оратор добивается воздействия своих слов на умы и сердца слушателей; то есть, если логика показывает как тезис вытекает из аргументов, то риторика учит оратора способам подачи аргументов для убеждения слушателей.
Чтобы убедить, оратор не просто указывает на какую-то мысль, а отражает её разнообразные аспекты (взгляды, точки зрения, стороны) данного явления или данной проблемы. Например, действия одного и того же подсудимого прокурор рассматривает с точки зрения виновности, а адвокат – с точки зрения невиновности. Различные аспекты проблемы помогают представить её развернуто и глубоко. Поэтому красноречие можно определить как искусство говорить уместно, красиво, убедительно и интересно. Именно для этого оратор использует риторические аргументы (общие места).
Что же такое общие места?
Общие места – это общепринятое основание (аргумент), отсылающее слушателей к здравому смыслу, к обыденным представлениям, к памяти, определениям, именно такими основаниями оратор и обосновывает правильность тезиса. Например, в обвинительной речи прокурор сначала дает определение преступления, как противоправного и опасного деяния, а затем показывает, что действия подсудимого вполне походят под это определение, следовательно, подсудимого надо признать виновным.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Риторика классицизма (16-17 в.в.)