Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Согласно Аристотелю речь должна состоять из 5 частей:
1. Инвенция – изобретение материала и аргументов;
2. Диспозиция - расположение материала;
3. Запоминание - усвоение материала (memoria);
4. Элоквенция (элокуция) – словесное выражение материала (само красноречие)
5. Акцио - произнесение материала (речи).
В данной статье, мы рассмотрим ее первую часть - инвенция.
Изобретение материала (inventio) — есть фундамент речи. Материал собирают из жизненного опыта, чтения, общей подготовки (эрудиции). Другими словами, это поиск средств убеждения, соответствующих предмету речи.
Инвенция опирается на нравы, аргументы и страсти.
Нравы (букв. характер) - уклад общественной жизни, о чём всегда должен помнить оратор, о том впечатлении, которое произведет он, обращаясь к людям определенного места жительства, с определенным образом жизни, регулируемым не законом, а, исключительно, традициями.
Чтобы произвести впечатление на слушателя, оратор должен быть терпимым, сдержанным, грамотно разбирающимся в декламируемом вопросе и внушающим доверие во время своего вещания. Ибо, если «солгал сегодня, кто поверит тебе завтра». Ведь, если оратор будет неубедителен, будет прибегать к двойным стандартам, то его оппонент сможет этим воспользоваться и подвергнуть сомнению всю аргументацию, используя спекулятивный приём «аргумент к человеку».
Аргумент. Это довод, который служит для утверждения или опровержения какой-либо мысли, для доказательства какого-либо положения (тезиса). Бывают логические и риторические.
Логические аргументы опираются на дедуктивные и индуктивные аргументы (доказательства).
В дедуктивном доказательстве вывод делается при переходе от общего к частному:
Любой грамотный оратор может расположить к себе слушателей.
Х - не может расположить слушателей.
________________________________________
Следовательно, Х – не является грамотным оратором.
Индукция как метод доказательства предполагает переход от частных фактов к общему правилу.
Латвия – страна ЕС
Литва – стран ЕС
Эстония – страна ЕС
Латвия, Литва, Эстония – прибалтийские страны
____________________________________________________
Следовательно, все прибалтийские страны – страны ЕС.
Но индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии получения новой истины из уже имеющихся. Максимум, о котором можно говорить, — это определенная степень вероятности выводимого утверждения.
Риторические же аргументы опираются не на истину, а на мнение и оратор более всех пользуется индуктивными аргументами, излагая слушателям своё мнение.
Риторические аргументы Аристотель назвал топиками (по греч. – общие места). Именно при помощи общих мест оратор развивает тему, раскрывает её содержание, и её связи с другими темами. Вот наглядный пример топиков.
Допустим, что человек совершил преступление и его дело рассматривается в суде. Логика, которой придерживается суд, неумолима. Её можно выразить в виде силлогизма:
Если человек совершил преступление, он должен быть наказан.
Данный человек совершил преступление
------------------------------------------------------
Следовательно, он должен быть наказан.
Такой силлогизм и является топосом (общим местом) и принимается как аксиома, то есть является общим для оратора и аудитории. Успех речи прокурора полностью зависит от того, сможет ли оратор свести содержание своей речи к этому безоговорочному положению, доказать его и, таким образом убедить аудиторию (и судей) в виновности подсудимого
Разработкой содержания при помощи риторической аргументации оратор добивается воздействия своих слов на умы и сердца слушателей; то есть, если логика показывает как тезис вытекает из аргументов, то риторика учит оратора способам подачи аргументов для убеждения слушателей. Чтобы убедить, оратор не просто указывает на какую-то мысль, а отражает её разнообразные аспекты (взгляды, точки зрения, стороны) данного явления или данной проблемы. Например, действия того же самого подсудимого прокурор рассматривает с точки зрения виновности, а адвокат – с точки зрения невиновности.
Кроме логических и риторических доказательств, оратор еще обращается к чувствам публики, которые Аристотель называет страстями.
3. Страсти – третья часть инвенции, они возникают из любви и ненависти, желательного и нежелательного, которые формируют остальные чувства. Историки ораторского искусства отмечают, что успех Демосфена заключался не столько в технике декламации, сколько в его страстном патриотизме.
Обращение оратора к страстям слушателей – одно из самых эффективных средств оратора. Вот, что пишет об этом Сергеич П. в «Искусстве речи на суде» в главе «О пафосе» :
"устами Антония Цицерон учит: злоба, нежность, ненависть, сострадание, ужас, надежда, отвращение, радость, огорчение, восторг, негодование судей — все должно быть во власти оратора; как хочет, так пусть и делает, но он должен уметь волновать судей и вызывать в них любое из этих чувств. Но главное, Цицерон утверждает, что тот, кто распаляет судей, сильнее того, кто разъясняет им дело"
(П.Сергеич. Искусство речи на суде. М.1960, стр. 271-272.)
Эмоциональность речи способна волновать души и внушать желаемое настроение. Опытный оратор широко применяет эмоциональные голосовые модуляции — от вкрадчивости и мягкости до страстной пламенности. В "Правилах высшего красноречия" (1844г.) крупный государственный деятель и прекрасный оратор М. М. Сперанский говорил:
"Под страстным в слове я разумею сии места, где сердце оратора говорит сердцу слушателей, где воображение воспламеняется воображением, где восторг рождается восторгом... Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить в слушателе".
Важно не только думать о смысле каждой произносимой фразы, но и чувствовать, иногда и переживать ее. В устной речи мысли и слова рождаются и звучат практически одновременно. Но излишний пафос, срывающийся на крик, характерный, судя по отзывам и кинокадрам, для "бесноватого фюрера", свидетельствует о дурном вкусе и амбициозности. Такой оратор, по словам Цицерона, покажется слушателям "бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых".
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
Просто офигительная статья. Спасибки огромные вам за ваш труд кропотливый. Респектище))
+ Спасибище огромное за материал. Ищущий да найдет как говорится
@gensoko, Хоть текст комментария и выглядит, как спам, но ресурс мне показался положительным
Случайно попал на сайт, но нашёл много интересного для себя. Побольше бы таких блогов.
Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придёт тот, кто идёт к тебе.