Архимед против Герострата

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

смертоносное оружиеСегодня в комментариях к теме «Пришел, увидел, победил» у нас с Андреем Никандровым состоялась интересная, на мой взгляд, дискуссия.

Началось все с постановки вопроса «кто круче» — Наполеон или Гитлер. По моему глубокому разумению — это  риторический вопрос, но,  в принципе, не  о  них  я  хотела поговорить,  а  об Архимеде и Герострате, о  варварах  и  созидателях.

Первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании имени Герострата —  это поджог храма Артемиды. Первая и, впрочем, и последняя. Ничем другим он больше не «прославился». Одним словом – варвар. Или вандал, как правильнее?

Что касается Архимеда, то здесь, мне кажется, ни у кого не должно возникнуть сомнений, что это легендарная личность, внесшая огромный и неоценимый вклад в развитие всего мирового общества. Ему ученые приписывают введение понятия о центре тяжести, открытие закона гидростатики, названного его именем, установление условий плавания тел, изобретение рычага, болта и многое другое. Механик, изобретатель, математик, астроном. Даже и не верится, что все эти регалии могут сочетаться в одном человеке. Одним словом, гений своего времени.

Но его гениальные способности были направлены также на создание боевого оружия.

По версии историков, Архимед изобрел метательные машины, которые забрасывали римские войска крупными камнями. Речь, в данном случае, идет о Второй Пунической войне 212 года до н.э., когда друг другу противостояли Рим и Карфаген.

Воины Рима, будучи уверенными, что у самых стен города они смогут спастись от летящих на них камней, приблизились к ней вплотную. Но здесь их поджидали лёгкие метательные машины, которые были способны забросать градом ядер с близкого расстояния. От штурма римляне вынуждены были перейти к осаде и Сиракузы, выступавшие на стороне Карфагена, пали только из-за предательства.

По тем временам это был невиданный прорыв в деле применения оружия массового уничтожения.

И вот в данном контексте меня интересует вопрос, кто они, эти изобретатели оружия,  – двигатели прогресса или варвары, способствующие всеобщему уничтожению?

Да, они создают оружие на благо одной из сторон. Хорошо, если это сторона, защищающаяся от натиска врагов. Но ведь, как известно, на каждую силу найдется другая сила. Найдется другой, не менее гениальный человек, который создаст  еще более мощное оружие и так до бесконечности. Вы и сами прекрасно понимаете, как это происходит и до чего это довело — до одной маленькой кнопочки.

Чем станет эта самая пресловутая кнопочка-  сдерживающим фактором или, наоборот, она принесет с собой уничтожение Вселенной.

Как показывает история, передел мира неизбежен. Почему-то не могут люди жить в мире и согласии и даже психологи Кемерово, я боюсь, им не помогут. А события, происходящие в арабских странах навевают на очень грустные мысли.

Так кто же из них больший варвар – Герострат, уничтоживший храм или Архимед, ставший небольшим звеном в огромной цепи развития смертоносного оружия?

Интересно, будь в то время игровые автоматы онлайн, как бы развивались исторические события и что было бы сейчас  с нами?

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

31 комментарий

  1. MariaPerev said:

    Мне кажется, что это природа человека — воевать, так что в любом случае нашлись бы люди, придумывающие оружие. Это неизбежно

    23.12.2011
    Reply
    • Андрей said:

      @MariaPerev,
      Всегда хочется сеять Разумное, Доброе , Вечное…
      Но иногда приходится сеять бомбы и снаряды…
      Козьма Прутков из пояснительной записки Пентагона к докладу на Конгессе США «О перерасходе средств выделенных на оказание гуманитароной помощи Вьетнаму, Афганистану, Белграду, Ираку, Ливии…»

      Любое живое существо будет охранять, территорию на которой обитает и питается, вряд ли это можно назвать агрессией, самооборона не больше. И только человек научился этот естественный жизненный механизм довести до совершенства. Обменялись нотами протеста, отозвали послов и бомбежки до упора… Пока враг жизненно важной территории копыта не откинет…
      Козьма Прутков из лекции «Чальз Дарвин, как основоположник теории эволюции государства и методов защиты от агрессии»

      23.12.2011
      Reply
      • @Андрей, Понятно, что защита своего — это святое. Но ведь этот процесс происходит в ответ на чью-то агрессию. А тот, кто нападает, понятно, что чувствует себя достаточно вооруженными. Значит там уже поработали свои Архимеды…

        24.12.2011
        Reply
        • Андрей said:

          @Кристина,
          Судя по количеству вооруженных конфликтов, в последнее время Архимеды плодятся в геометрической прогрессии…

          24.12.2011
          Reply
          • @Андрей, А Вы думаете вооруженных конфликтов стало больше, чем было? Просто сейчас кажется, что в наше время, которое многие называют демократией и цивилизацией, такие противостояния кажутся чем-то нереальным и далеким от нас, что мы уверены, что с нами этого не должно случится. И так, наверное, думает каждый, а количество конфликтов и в самом деле все увеличивается и увеличивается sad

            24.12.2011
            Reply
    • @MariaPerev, Вот это-то и удручает! Вся наша история — это передел территорий и завоевание новых границ. И начинался этот процесс еще до открытия даже металла. Деревянное копье — и вперед разрушать «Разумное, Доброе, Вечное». А дальше по возрастающей. А зачем?

      24.12.2011
      Reply
  2. Лена said:

    Мне думается, что изобретателями, как и писателями, художниками, движет в первую очередь желание творить, думать, созидать. Главное — придумать. Они не задумываются порой об утилитарном значении своего открытия, о его использовании в свете категорий добра и нравственности.
    А ещё винт в мясорубке называется винтом Архимеда smile

    23.12.2011
    Reply
    • Андрей said:

      @Лена,
      А еще в средние века при пытках в этот винтик (Мясорубка) совали пальчик Арестованного по подозрению в чем-то??? Или по доносу соседа….
      И крутили этот винтик, до тех пор пока не получали НУЖНЫЕ показания…

      23.12.2011
      Reply
    • @Лена, Интересно, первый раз слышу, что этот винт называется винтом Архимеда.
      О творчестве Вы, Лена, хорошо сказали и правильно. Но не применима ли и сюда поговорка, что мы в ответе за то, что создали, если перефразировать более известную фразу?

      24.12.2011
      Reply
      • Андрей said:

        @Кристина,
        Бритва сама по себе и ни плохая и ни хорошая…
        Но ей можно бриться, а можно вены резать.
        Вот и думаем, можно ли ребенку давать спички???
        И выросло ли человечество из детских штанишек???
        Похоже живет по принципу «Отдавай мой совочек и уматывай из моей песочницы».

        Любая цивилизация на всплеске своего развития поднимает два вопроса
        Сначала «Бить или не бить?», а уже потом «Быть или не быть?».
        Вот и задумаемся… Почему мы так одиноки во вселенной?

        Козьма Прутков из доклада на юбилейной сессии НАССА «Есть ли жизнь на Марсе?»

        24.12.2011
        Reply
        • @Андрей, Ну да, ну да! Чуть окрепли, чуть сопли подсохли, так можно и совок у других забирать…

          24.12.2011
          Reply
          • Андрей said:

            @Кристина,
            Совок то ладно, можно и без него…
            А песочница то одна на всех…

            24.12.2011
            Reply
  3. Роман said:

    Войн мне сдается ввсегда была двигетелям прогреса. Хорошо ли ето другой вопрос.

    24.12.2011
    Reply
    • @Роман, С одной стороны, как будто, да! Но неужели бы Германия, скажем, не стала бы таким развитым государством, не начни она Вторую мировую?
      А к чему привели все войны Древнего Рима? Только к славе Цезаря? Где та мощь Великой империи и что сейчас с Италией?

      24.12.2011
      Reply
    • Андрей said:

      @Роман,

      Но вот я не хочу, пусть я трус, может быть, по Вашему мнению…
      Отдавать свою жизнь на этой войне, даже если в результате войны
      Создадут Кофемолку четвертого поколения…

      29.12.2011
      Reply
      • @Андрей, Только в наших силах этого не допустить! И кофемолка, тем более четвертого поколения, нам нужна. Есть молотый кофе)))

        30.12.2011
        Reply
  4. Роман said:

    Все когдато заканчивается.

    24.12.2011
    Reply
    • Андрей said:

      @Роман,
      Все там будем — это понятно…
      Но зачем торопить события, вроде и тут неплохо кормят…

      24.12.2011
      Reply
  5. Мне кажется все это в каждом человеке заложено с генами.
    Вот задумайтесь: есть дети, особенно мальчики, которые, как только получат новую игрушку, они должны её разобрать, чтобы посмотреть, что там внутри. Из них и вырастают такие архимеды, которые в той или иной степени, изобретают. могут кран починить или швейную машину. космический корабль или атомную бомбу. А другие становятся композиторами, строителями, садовниками, банкирами.

    25.12.2011
    Reply
    • @Татьяна, Да, Таня, меня это тоже всегда удивляет. Так интересно наблюдать за малышами. Редкая девчонка захочет играть с пистолетами и автоматами, равно, как и мальчишки с куклами.
      Но вот в детстве, каждый мальчишка, играя с пистолетами, редко захочет связать судьбу с ними. Да, для защиты он возьмет его в руки, но не каждый возьмет его для нападения. И вот из-за этих единиц, которые зациклены на оружии, приходится создавать все больше и мощнее оружие,в место того, чтобы строить корабли и трудится на благо всего человечества.

      26.12.2011
      Reply
  6. Являются ли войны двигателем прогресса — вот первичный вопрос, а изобретатели оружия — это второй план. Как-то Козьма Прутков в своём докладе «Об усилении мер по борьбе с борцами за мир» выразился примерно так:

    Война — суть такой же элемент прогресса, как промышленное производство товаров народного потребления. Война так же соотносится с прогрессом цивилизации, как потребление — с развитием науки.

    25.12.2011
    Reply
    • Андрей said:

      @Евгений Сусманович,
      ЕвГений, при всем к Вам уважении …
      1. Без изобретателей оружия война не получится — грызня получится…
      Или царапание, полусгрызенными ногтями…
      2. Цитаты должны быть точными, как выстрел… Тут понятие «Выразился примерно» неуместно…

      Язык, это не только средство общения.
      Это еще и инструмент для наклеивания марок на почтовые конверты…
      А заливной язык — это сказка…

      Козьма Прутков из речи на очередном съезде лингвистов «Преодоление языковых барьеров»
      прения сторон по вопросу «Состояние современной электронной почты Достоинства и недостатки»

      Если лень погуглить могу ссылки в почту прислать…

      25.12.2011
      Reply
  7. Лена said:

    @Кристина, мне кажется, что всё в мире слишком, даже слишком относительно. И ни к чему не нужно подходить с абсолютной меркой. Нет абсолютно полезных или абсолютно вредных изобретений.
    И ответственность за изобретения, как и за приручение живых душ, тоже относительна. Часто наблюдала и даже была участником: вот не хочешь никого приручать и ничего «приручательного» не делаешь. А человек приручается почему-то. И кто виноват? На ком ответственность? Может, приручившийся сознательно выбрал приручение, зная о последствиях. Как-то так smile

    25.12.2011
    Reply
    • Андрей said:

      @Лена,

      Доверить Дело и доверить Тело, суть понятия разные…
      Дела могут быть Важными или не Важными, а Тело свое, любимое и неповторимое…

      Козьма Прутков из предисловия к учебнику геометрии «Тела вращения»

      25.12.2011
      Reply
    • @Лена, Да, сложный и интересный вопрос! С одной стороны, если ты кого-то приручил, даже сам того не желая, значит тебе
      это предначертано сверху и ты, в итоге, в ответе, все-таки… Но с другой стороны, у человека должно быть право выбора

      26.12.2011
      Reply
  8. Андрей said:

    @Татьяна,
    10 лет строил Космические Корабли, но как-то не везло, мне в мирном освоении Космоса…
    То Спутник-Шпион получался, то самонаводящаяся боеголовка…
    Хоть бы разок дали поработать с ТВ спутником, у которого всего половина каналов не шпионских…
    А Банкиры молодцы, они все это финансируют…

    26.12.2011
    Reply
  9. Андрей said:

    С виду простая логическая задача
    Разрушая разрушителя, создаем создателя.

    26.12.2011
    Reply
  10. На войнах банки делают огромные деньги. Ведь, государство берет кредиты на эти самые войны.
    Ну а в 21 веке войны за ресурсы неизбежны. Они уже идут полным ходом.

    27.12.2011
    Reply
    • Лена said:

      @Парижанка, А кстати, да. Война — это очень прибыльный бизнес. И вообще, говорят, торговля оружием занимает одно из ведущих мест по доходности (после наркоторговли).

      27.12.2011
      Reply
      • @Лена,
        Я хочу, чтобы яркое солнце светило,
        Чтобы снились всегда только добрые сны.
        Чтоб Россия героев своих не забыла.
        Чтобы не было больше войны.
        Я хочу, чтобы не было больше войны!*
        * (А. Петряшева)
        Ни отнять, ни прибавить…

        28.12.2011
        Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *