Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Нет, не зря я в свое время поставила Вилиса Лациса в один ряд с другими своими любимыми писателями.
Его роман "Семья Зитаров» произвел на меня неизгладимое впечатление. Во-первых, самим стилем повествования - сразу видно, что произведение написано "без розовых соплей» грамотным уравновешенным мужчиной, знающим цену жизни. А, во-вторых, актуальными проблемами, характерными, как для начала 20 века - времени, когда, собственно и разворачиваются все события, так и для сегодняшнего дня. Это вопросы чести и совести, алчности, трусости, справедливости, борьбы за свои права в буржуазной Латвии и, конечно же, любви.
Политический аспект
У меня такое впечатление, что прототипом одного из героев романа – Янки Зитара выступает сам автор, который сказал:
Из-под его пера (Янки Зитара) в последнее время выходят суровые и полные горечи слова, и хотя ему еще приходится говорить вполголоса, иногда — аллегорически, но народ понимает, что он хотел сказать!
Часто Янке кажется, что всего этого недостаточно, хочется говорить в полный голос и называть вещи их настоящими именами; тогда он запирается в своей маленькой рабочей комнатке. Спустя некоторое время появляется нелегальное воззвание, прокламация, статья в подпольной газете «Циня» или в зарубежном периодическом издании. Под ним не стоит имя Яна Зитара, но не имя играет роль в данном случае — важно то, что там написано.
И вот такой прокламацией, нелегальным воззванием к борьбе с буржуазией и построению демократического общества и является роман Вилиса Лациса «Семья Зитаров».
Ян Зитар знает, что когда-нибудь придет время, и он сможет здесь же, в Латвии, говорить в полный голос и не нужно будет прибегать к аллегориям — это время, когда восторжествует справедливость и правда и Карл Зитар сможет свободным ходить по родной земле.
Ну вот, вроде, как дождались – власть буржуазии сменилась властью капитала, ходим "независимыми", говорить можем все что угодно и почти в полный голос, только где справедливость и правда?
Почему такие, как Карл Зитар – в прошлом красный латышский стрелок, не жалевший своей жизни на благо построения советского общества, тогда и сейчас признаются разрушителями устоев общества?
Ведь это они, такие как Карл, поверили воззваниям латышской буржуазии, боявшейся потерять все, что «принадлежало им сегодня, каким бы путем оно ни было приобретено» и которая была готова «выслужиться перед самодержавием, пусть даже за счет всего латышского народа», организовали добровольческий батальон красных латышских стрелков под лозунгом, который гласил:
Спустя 700 лет снова решается наша судьба… - кричали латышские буржуи. «Верьте в несокрушимую мощь России, верьте в светлое будущее латышского народа. Объединимся под своими народными знаменами, осененными двуглавым орлом!.. Теперь или никогда!»
Но Карл, как многие другие юноши, не учли одного -
что за этим призывом скрывается голый коммерческий расчет состоятельных соотечественников: кровью народа заслужить признательность самодержавия и после войны получить из рук царя какое-то подобие автономии, что даст возможность национальной буржуазии совершать выгодные политические и коммерческие сделки.
Прошло более века со дня описываемых реальных событий и почти 40 лет со дня выхода романа и что изменилось? Буржуазия стала капитализмом, батраки – землевладельцами без возможности содержать свои земли, рабочий класс перестал существовать вообще за ненадобностью, народ, населяющий страну стал делиться на своих и чужих, будучи пешкой в руках правящих кругов, которые, как водится, беспокоятся не о благополучии страны и самоидентичности народа, чем многие прикрываются, а только о толщине своего кошелька. И тот, кто в трудные для страны моменты, отсиживался заграницей, а не с оружием в руках или делом отстаивал свои права, вернувшись на родину, чувствуют себя униженными и оскорбленными, уверены, что только им теперь и должна принадлежать власть – пускай и в не масштабе целой страны, а отдельного взятого жилого или производственного участка.
И потому слова Лациса:
Должно же когда-нибудь наступить утро — ни одна ночь не может длиться без конца! – актуальны как никогда.
Личностный аспект
Наглядными примерами жизни героев, Вилис Лацис очень хорошо обозначил следующие умозаключения. Это, конечно же, не открытие, но вспомнить их лишний раз не помешает:
1. Никогда не знаешь, что в жизни тебе может пригодится и потому знания лишними быть не могут. Если есть возможность – учись!
2. Никогда нельзя безоговорочно полагаться на мнение друзей и близких - не потому, что просто им нельзя доверять, а потому, что они также могут быть неверно проинформированы, также могут ошибаться или заблуждаться. А цена всему этому - исковерканная судьба или даже жизнь людей.
А пока все. До новых встреч на страницах блога rithelp.ru!
В юности раза четыре перечитывала этот роман. Сейчас, только прочтя название, почувствовала вновь его "аромат", от него веет свежестью, силой и настоящими мужчинами с настоящими поступками. Мне кажется, что таких мало сейчас и романов и героев в нашей жизни. Казалось бы идеи, высокие цели есть: независимость, демократия и т.д., и т.п. Но этими словами люди лишь прикрываются, чтобы отгрести побольше денег, повыше должность или просто стать таким, отличиться, чтобы тебя заметили и не важно, что при этом могут пострадать другие люди, они всего лишь ненужный мусор и переступив через них, можно сделать шаг выше.
@tanichka, Да, Таня! Роман дает большую почву для размышлений. Каждый герой - это отдельная судьба, по которой можно написать свое сочинение.
А насчет независимости и демократии - у меня точно такое же мнение сложилось - все это болтология, для прикрытия корыстных целей. Значение имеет только созидательный совместный труд. Рабочий человек - лишь пешка в руках дорвавшихся до власти, что тогда, что сейчас.
Давным давно была у нас книга Вилиса Лациса "К новому берегу". Не помню сюжета, нет самой книги, а имя хорошо помнится. Название романа слышала.
@Елена, "К новому берегу" тоже сильная книга. Хочу перечитать все его романы. Хорошо, что они теперь есть и в электронном варианте
А я ни разу не слышала ни имени автора. ни названия романа - вот уж конфуз так конфуз. Теперь постараюсь непременно разыскать. Интересно прочитать про Латвию - близкую и далёкую 🙂
@Лена Белова, Почему конфуз, Лена? Все мы знать не можем и тем более перечитать все книги. А книга, действительно, стоящая - почитай, не пожалеешь!
@Кристина, Не читать - это всё же одно. А вот слыхом не слыхивать - это другое. Буду ликвидировать в себе безграмотность!
@Лена Белова, Скажем так тогда - не осведомленность. А грамотности твоей позавидует любой =)
слышала имя автора, вот только не приходилось читать его работ. надо будет поискать эту книгу в нашей библиотеке - заинтересовало)))
@Cветлана, Книгу можно найти, если что, и в электронном варианте - она там есть =)
Я тоже Лациса в юности читала. У родителей было собрание сочинений. Помню до сих пор - значит впечатлило.
В юности я очень много читала и Вилиса Лациса прочитала почти всего
Поселок у моря,Тернистый путь,Сын рыбака,Долгая дорога в Дюнах,
Путь к причалу,и др.У него настолько хорошо и легко все написано,
но очень трудная судьба героев,и почти все произведения о рыбака
и море,очень приятно что нашла на этом сайте родственную душу.
@koroliok, Я удивилась, когда где-то прочитала, что он в свое время был запрещен, т.к. уличен был в любви к буржуазному строю. Не понимаю... по-моему ни в одной из его строк этого не прослеживается. Наоборот, он писал о судьбе простого народа, о его тяготах и невзгодах, вызванных как раз-таки гнетом буржуа.
Спасибо, Люба, за отзыв! Я не думала даже, что столько людей читали его.
Быть может только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.