Убеждение через понимание

 Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

убеждение через пониманиеПродолжаю тему о неориторике, именуемую еще, как теория аргументации.

Как мы знаем, при помощи аргументов оратор доказывает тот или иной тезис, но просто одними аргументами слушателя не убедить. Ему важно проникнуться идеей, понять ее, увероваться в ней.

Убеждение — это не просто знание истины, а уверенность в истине (доказательство — это лишь процесс нахождения истины).

В основе убеждения лежит объективное знание, тогда как в основе риторической убежденности лежит совпадение   понимание главной идеи речи у оратора и слушателей. Чтобы такое совпадение имело место, оратор должен затронуть такие струны в душах слушателей, которые отвечали бы их взглядам и интересам. Поэтому в зависимости от состава аудитории, её взглядов и ценностей ораторы в средствах массовой информации подают одно и тоже сообщение с различных, даже противоположных позиций.

Далеко за примером ходить не надо: манипулирование людьми в той же самой Латвии, разобщенных на национальной почве и поделенных на два класса – сторонников оккупации государства советскими войсками и сторонников армии освободителей от фашисткого ига. Соответственно и преподносится информация той или иной стороной.

Но т.к. человеческое сознание  является не только логическим, ему присущи и воля, и чувства, поэтому убедить — значит не только логически доказать, а сформировать у аудитории такое отношение к рассматриваемому предмету, когда понимание предмета оратором и публикой совпадают. Понимание как основа убеждения имеет два уровня:

1. Уровень значения слов, проверяемый через повторение — это поверхностное понимание.

2. Уровень смысла слов — это глубинное понимание, которое предполагает сопоставление полученной информации с уже имеющимися у человека представлениями о мире. Понимаемая информация предстает перед личностью в соотношении с ее личными жизненными установками, целями, представлениями о жизни, этическими и эстетическими нормами.

Глубоко понятая информация переживается человеком не просто как истина, а как необходимая часть его бытия, как ценность, как убеждение.

Теорию понимания сегодня называют герменевтикой (от греч. hermeneuo — разъясняю, истолковываю). По греческой легенде, этот термин ведет свое происхождение от бога Гермеса — посланца олимпийских богов, который передавал их повеления людям, он же истолковывал им значение посланий богов.*

* Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.

Герменевтика оперирует косвенными доказательствами о жизни сознания, которые воплощаются в языке. Поэтому на основе глубоко понимаемой, ценностной информации неориторика и достигает своей главной цели — убеждения. Но достигает не  доказательствами, а совпадением идей оратора и слушателей, чем и достигается консенсус между ними.

Кроме того, в процессе глубинного понимания этих идей оратор и слушатели как бы отождествляют друг друга и между ними происходит коммуникация (от лат. Communicare — быть вместе). Однако такая коммуникация часто оставляет в стороне  истину, её подменяет идея, а сама истина скрывается или искажается  оратором в потоке громких фраз, метафор, уподоблений, в связи с тем, что сегодня человек рассматривается не как существо рациональное, а как  эмоциональное, таким образом, что оратор не доказывает свой тезис, а как бы уговаривает своих слушателей уверовать в его тезис и принять его слушателями за свою новую идею. В понимании происходит постепенный процесс восхождения от менее глубокого и более общего (абстрактного) знания о предмете к более глубокому (конкретному).

В убеждающей коммуникации, например, в выступлении перед избирателями, оратор делает одновременно два дела: передает информацию и осуществляет воздействие на слушателя.

Чтобы сделать риторическое воздействие более эффективным, надо знать насколько у слушателей развито абстрактное мышление: если аудитория образована, хорошо подготовлена, то оратор может воздействовать на нее логикой аргументов, но при этом учитывать и спектр ожиданий слушателей. Если же аудитория недостаточно подготовлена, то для усиления убедительности более используются «эмоциональные» аргументы: метафоры, яркие сравнения. Эмоциональное воздействие есть эмоциональное навязывание мнения.

Таким образом, основанием неориторики, как риторики убеждающей коммуникации, служит иной подход к человеку, к слушателю.

Все мы хорошо знаем фразу А.П. Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли», этому же учит нас и риторика, утверждая, что личность оратора должна вызывать доверие. Кто стремится к совершенству, к вашим услугам —  лазерная шлифовка лица. Совершенству нет предела!

 На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

9 комментариев

  1. water said:

    Не очень в этом смыслю,но все же было интересно прочесть

    28.08.2011
    Reply
  2. Оля said:

    Я редко встречалась с логическими аргументами. На скольких собраниях, лекциях не была, ораторы в основном пользуются эмоциональными аргументами. В принципе это проще. Когда очень много слушателей, трудно найти логический подход к каждому, давить на эмоции эффективнее.

    30.08.2011
    Reply
    • @Оля, Ну правильно! Это гораздо проще и лучше запоминается. Логическое убеждение оно больше подходит для небольших собраний, где каждый заинтересован в установлении истины

      30.08.2011
      Reply
  3. Кристина, какие сложные статьи у тебя. А как ты их пишешь? Штудируешь книги или учебнике по теме, или все берешь из головы, кроме цитат, разумеется?

    30.08.2011
    Reply
    • @Maria Trudler, Учебники, Мария, учебники ))) Книга — она всему голова))) Ну что-то и от себя добавляю. С каждым днем я все больше и больше разбираюсь в риторике)))

      30.08.2011
      Reply
      • @Кристина, Ясно. Ты так хорошо пишешь, что полное ощущение, что автор — лучший специалист по риторике, коммуникации и философии. Здорово! Скоро к тебе будут обращаться за советами. )))

        30.08.2011
        Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *