Сперанский М.М. и его вклад в развитие риторики

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

Сперанский М.М.Продолжая тему становления ораторского искусства в России и его становление, как научной дисциплины, нельзя не упомянуть имя Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839) — знаменитого государственного, общественного деятеля и просветителя.

Несмотря на столь громкие государственные титулы и звания, в данном контексте нас интересует его вклад в развитие риторики, путь к которой у него был неоднозначным. В связи с этим представляется интересным момент его биографии от рождения до становления его как преподавателя.

Сперанский вырос в семье священника и дочери дьякона и все шло к тому, чтобы и ему стать священником.

Восьми лет от роду он был отдан во Владимирскую епархиальную семинарию, где помимо языков (русского, латинского, древнегреческого) семинаристы изучали математику, физику, философию, богословие и риторику. Здесь-то и проявились его способности и страсть к учению и размышлениям, чем он и занимался до 1788 года, когда  Владимирская семинария была объединена с семинариями Суздаля и Переяславля, результатом чего стало единое учебное заведение, расположившееся в городе Суздаль.

Но Синод беспокоился о недостаточном уровне подготовки будущих священнослужителей, поэтому было принято решение о создании «главной» Александро-Невской семинарии в Петербурге, куда направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России, среди которых был и Сперанский М.М.

Программа обучения в семинарии была составлена таким образом, что главный акцент делался на безусловное изучение ее традиционных дисциплин (риторика,  теология, метафизика), а также на изучение дисциплин светских (математика, история, греческий язык).*

* Богданов К.А. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и эк­зотизмов. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.

В 1792 году митрополит Санкт-Петербургский Гавриил предложил  Сперанскому работу в Петербурге в качестве учителя математики «главной» российской  семинарии.

Его успехи на данном поприще не остались не замеченными руководством данного учебного заведения и через три месяца он преподает еще курсы физики и красноречия, а позднее и курс философии.

* Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М.: Наука, 1989.

Именно в это время, в 1792 году выходит в свет его книга «Правила высшего красноречия». Основой красноречия Сперанский считает силу чувства и живое воображение.

«Чтобы целая речь в ушах просвещенных имела действие, мало к сему бросить по местам искры чувствия и силы, надобно сии места связать с другими, услышать мысли, поставить их в своем месте, поддержать выражение выражением и слово утвердить словом. И вот чему должно обучаться».*

* Об ораторском искусстве: Сб. 4-е изд. М., 1973., стр.71-80.

По Сперанскому, речь включает содержание, расположение и изложение, а для этого следует:

1. Отобрать интересный материал (изучить предмет, выявить его историю и силу содержания);

2. Расположить материал в его наилучшем для изложения и слушания виде;

3. Выбрать стиль изложения, который должен отвечать требованиям ясности, разнообразия, соответствию слов и мыслей.

«Читай, размышляй, дроби, рассекай на части лучшие места, изучи все правила, но, если страсть в тебе не дышит, никогда слово твое не одушевится, никогда не воспламенишь воображения твоих слушателей и твой холодный энтузиазм изобразит более умоисступление нежели страсть. Это потому, что истинный ход страстей может познать одно только сердце, что они особенный свой имеют язык, коему не обучаются, но получают вместе с ними от природы…».

«Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».*

Из двух главных предметов красноречия — «склонить ум» и «тронуть сердце» Сперанский на первое место ставит страсть, ибо только она помогает «склонить ум» слушателя в нужном направлении.

Чтобы закончить мысль о Сперанском, как преподавателе, надо сказать, что митрополит предложил ему принять монашество, что открывало бы путь к архиерейскому сану. Но Сперанский решительно отказывается и делает выбор в пользу должности секретаря у князя А. Б. Куракина, что  круто меняет его всю дальнейшую судьбу.

Но это уже отдельная история.

В заключении хотелось бы сказать - хорошо, что есть такие сервисы, как система электронного архива, которые позволяют хранить и сохранять важные документы. Сколько еще интересного дошло до нас, существуй такой архив ранее.

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, в среднем: 4 из 5)
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Случайная цитата

Если бы люди тратили чуть больше сил на то, чтобы искать и открывать то, что их объединяет, а не умножать то, что их разделяет, — быть может, нам удалось бы жить в мире.»

— Антуан де Сент-Экзюпери