В учебнике Александрова Д.Н. нашла интересное понятие, используемое еще древними ораторами, для обозначения ораторского выступления - «Риторическое древо».
В нем четко вырисовываются главные составляющие успешного выступления оратора перед публикой.
* Александров Д.Н. Риторика: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Так, опираясь на рисунок, можно выделить следующие его составные части:
1 — корень древа. Это причина, скрытая от глаз аудитория, которая привела оратора на трибуну.
А причины эти могут быть самые разные:
а) Для кого-то это желание прославиться;
б) Кто-то надеется получить за свое выступление определенную денежную сумму
в) Кто-то рассчитывает на безвозмездную передачу своих знаний, в надежде, что она будет кому-то полезной и т.п.
2 — ствол. Он представляет собой непосредственную тему выступления.
3 — основные ветви. Здесь подразумеваются основные вопросы, выносимые на рассмотрение по теме выступления.
4 — мелкие веточки. Это подвопросы, на которые делится каждый основной вопрос темы;
5 — крона древа, представленная листьями. Здесь, явно, прослеживается связь со словами, в которые оратор облекает свое выступление.
6 — цветы. Это те украшения, которые позволяют сделать речь изящной, выразительной.
Цицерон такое украшение называл «лекиф» (лекиф - это античный сосуд тонкой работы, в котором женщины хранили духи, розовое масло и пр., который также использовался и в похоронном обряде).
* Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989 — 704 с.
Таким образом, как связаны между собой все части «древа», так они соотносятся с частями ораторского выступления. Например, причина, заставившая оратора подняться на трибуну (корень древа), тесно взаимосвязана с теми ораторскими украшениями (цветами), которые он посчитает нужным использовать во время своего выступления.
При этом, в теории риторики «цветы» делятся на тропы и фигуры, которые мы уже рассматривали. Здесь вы можете посмотреть, что такое троп и что такое фигура речи.
Так, небольшой пример, все мы знаем выражение «бабье лето», представляющее собой олицетворение. Чем не украшение речи?
С целью пополнения своего словарного запаса, повышения мастерства красноречия важно прослушивать риторические образцы, годные для подражания, выписывать из них примеры оригинальных ораторских приемов, стараться их запомнить и в дальнейшем использовать в своих собственных выступлениях.
Но не надо думать, что только тропами и фигурами речи ограничивается ораторский лекиф. Для этого может быть задействовано использование цитат, пословиц и поговорок, элементов юмора или остроумия, различные модуляции голоса, всевозможные обращения, в т.ч риторический вопрос и риторическое обращение и т.п.
Как утверждал Квинтилиан в своих «Риторических наставлениях», «Оратор всегда достигнет своего предмета, когда будет говорить хорошо». При этом он оправдывает риторику, которую многие обвиняют в том, что «она пороки употребляет в свою пользу, к чему никакая другая наука не прибегает: что она и ложное утверждает, и возбуждает страсти». О необходимости качества, способного возбуждать страсти человеческие, писал много позже и М.В. Ломоносов.
По мнению Квинтилиана, ни ложные утверждения, ни возбуждение страстей не вредят, если
«делается с добрым намерением, следовательно и не порок. Ибо говорить неправду иногда и мудрому позволительно, и возбуждать страсти Оратору нужно, когда судью к справедливости иначе подвигнуть не можно. Часто судьи бывают люди простые, несведущие; потребен нередко обман, чтоб не допустить до заблуждения. Если б судилища всегда состояли из сословия мудрых, которые не предубеждались бы ни ненавистью, ни приятностью, ни страхом, ни надеждою, ни ложными свидетелями, тогда мало места осталось бы для красноречия; оно служило бы одним услаждением для слушателей. Но ежели имеешь дело с людьми пристрастными, ежели истине противополагается бесчисленное множество препятствий, то необходимо надобно сражаться и хитростью и всем тем, что только может обратить к здравому рассудку. Ибо кто с прямой дороги сбился, того опять вывести на нее иначе нельзя, разве околицею…»*
* М. Фабий Квинтиллиан. Риторические наставления [Перевод с латинского А. Никольского, 1834 г.]
Кроме того, успех ораторской речи не может не зависеть от места и времени выступления оратора. То же самое плохое самочувствие оратора способно привести к тому, что он будет вынужден перестраивать план речи, используя те ораторские приемы, которые он захочет и сможет предъявить слушателям именно в данный момент, выступая по по конкретной теме, в нужном месте и в заранее оговоренное время.
Таким образом, как мы видим, риторика еще древних времен уделяла самое пристальное внимание предварительной творческой и профессиональной подготовки оратора, что позволяло, в конечно итоге, избежать ему многих досадных ошибок в момент своего выступления.
И особенно интересно почитать вышеуказанную книгу Квинтилиана, где он уделяет пристальное внимание воспитанию подрастающего поколения, в которое только закладываются основы будущего красноречия.
Вот некоторые цитаты из его книги:
«Прежде всего надобно смотреть, чтобы кормилицы не имели дурного выговора или испорченного наречия. Хрисипп советует избирать для сего, если есть возможность, самых умных и добродетельных. Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтоб они и говорили чисто. Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старается. И естественно, удерживаем долее в памяти то, чему в малолетстве научаемся.... А притом еще, худые привычки в нас тем более укореняются. И всякое добро удобно во зло переменяется: и всегда ли удается превратить худое в хорошее? Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном возрасте, не приучался к такому выговору, или наречию, от которого отучать после будет нужно».
Или
«.... Надобно, чтоб дети перенимали более то, что украшает душу, нежели разум; ибо все, чему в нежном и неопытном возрасте научаются, глубже в умах их укореняется»
Или это:
«Можно ли найти человека, не говорю, столько малосведущего, но столько невежественного, который бы воображал, что строить дома, составлять ткани, и делать из земли сосуды, без науки невозможно: а о Красноречии, которое есть самое превосходное и прекрасное дело, как мы показали выше, подумал бы, что оно достигло до высочайшей степени совершенства без всякой науки».
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!
Изумительный пост. Идея древа актуальна была, есть и, уверена, будет! А ты сама попробовала применять такую "деревянную" ментальную карту?
@Wee, Ты знаешь, Алена, я сама как-то не публичный человек. Особой надобности в этом у меня не было. Но даже, скажем, небольшие поползновения в сторону публичной передачи своей мысли, все равно упираются в эту "деревянную основу".
Я сама, когда увидела этот дар природы, приятно поразилась, насколько точно все подмечено и этой информацией мне захотелось поделиться с другими.
Статья интересная получилась. Но нашему народу не понять. Наверное потому мало комментариев. Наша страна никогда наверное не вырастит в интеллектуальном плане, чтобы забросить контакт и начать общаться вот так, по грамотному! 🙁
P.S. Кристина сделай так, чтобы ответы на комментарии приходили на почту, а не просто уведомления о том, что есть комментарий.
@Onegai, Спасибо, Сергей! Но дело не всегда в комментариях. Тема, довольно, узкая и специфическая. Надеюсь, может просто кому-то понадобится эта информация для ознакомления, хотя бы тем, кто учится
А неужели, по-прежнему, приходят только уведомления? Я вроде бы отрегулировала. Ко мне, во всяком случае, на почту приходит весь текст комментария
@Onegai, Сергей, я наконец-то поняла, о чем ты говорил. Надеюсь, сейчас я исправила и ответ на комментарий будет приходить в полном оъеме
Вот что приходит:
Жизнь и философия информирует: на Ваш комментарий в записи "Риторическое древо" написали ответ
Более подробную информацию Вы можете увидеть на этой странице:
http://rithelp.ru/2011/05/ritoricheskoe-drevo/#comment-1789
Спасибо! С уважением, "Жизнь и философия". Это сообщение создано роботом, не стоит на него отвечать.
Уважаемый мои читатели, скажите, всем такое уведомление приходит? Я вроде бы исправляла эту ситуацию..
@Кристина, Мне раньше приходило просто оповещение, без такста комментария, а теперь все нормально.)
@Wee, Спасибо, Алена, за ответ!
Вот и я думаю, что я вроде бы исправила ситуацию.
Сергей, это надо тебе, наверное, попробовать обновить подписку на комментарии. Надеюсь это недоразумение не испортит общего впечатления от общения на блоге и ты сможешь с легкостью в дальнейшем общаться здесь.
Пишет то Александров хорошо...а вот я его студентка...и мне всё это у него применять на практике.
@Евгения, Понимаю! Сама была студенткой
Но, ведь, это же хорошо - 5 лет помучаться, зато потом никаких проблем не будет - ни с составлением плана речи, ни с ее произнесением. А это очень, даже, важно!
В рамках акции http://leg-ko.ru/azartno/poka-ne-ostyli-strasti.html , опубликована ссылка на Ваш блог http://leg-ko.ru/o-blogah/prodolzhaem-razgovor-tolko-idei.html
Тот кто тебе действительно нужен, не должен соответствовать твоим понятиям. Он появится и разрушит всё, и будет самим собой, таким, какой есть. И ты будешь любить его таким.
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.