Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Деятели Просвещения (эпохи интеллектуального и духовного движения) и, прежде всего Жан-Жак Руссо (1712–1778) - философ, писатель, композитор Франции, выступали против высокомерия и чопорности рационалистической риторики с её строгими правилами.
Уже, в упомянутом выше, трактате Б.Лами «Искусство речи» (1675) содержатся «нападки» на правила классицистской риторики:
«Чтобы проникнуть в сердца слушателей, надо работать над тем, чтобы они изменили свои чувства и прониклись чувствами оратора, для этого, не раня истины, .. нужно похвалить то, что достойно похвалы...».
Так возникает «натуристская», или «аффективная» (в значении «душевное волнение, страсть») риторика.
В это время французский философ П.Кондильяк (1715-1780) разрабатывает сенсуалистскую теорию познания (познание мира при помощи чувств в противовес декартовскому рационализму). В этой теории углубляются понятия образа и воображения; вводится типология образов (философских, чувственных, живописных, поэтических). Каждый из них риторика наделяет своим стилем, а современник Кондильяка Ж.-Л. Бюффон выдвинул новый стилистический принцип: «Стиль – это сам человек!».
Выдающийся просветитель-энциклопедист аббат Шарль Баттё (Batteux) (1713-1780), член Французской Академии выступал за свободное построение фразы оратором; ораторская речь, по мнению Баттё должна содержать в себе особую ритмическую организацию, придавая большое значение соотношению смысла и звучания слов, что делает Баттё предшественником современных семиотики и семантики.
Таким образом, риторика Просвещения впервые в Новое время осуществила сдвиг в сторону патетического (воодушевляющего) красноречия, воздействующего на людей не строгостью стиля, а образностью и воображением.
Выдающиеся теоретические достижения в риторике 18 века блестяще проявились в ораторском искусстве великих деятелей французской революции – Марата, Робеспьера, Дантона и др. страстных борцов против абсолютизма, увлекавших парижан страстным словом на штурм старого мира в июльские дни 1789 года.*
* См., напр., Всемирная история в десяти томах. Том VI. Гл. I Великая французская буржуазная революция 1789-1794 гг.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Риторика» Аристотеля – апофеоз древнегреческой риторики
Риторика классицизма (16-17 в.в.)
Риторика западного Средневековья
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!