Риторика Просвещения (18 век)

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

Деятели Просвещения (эпохи интеллектуального и духовного движения)  и, прежде всего Жан-Жак Руссо (1712–1778) - философ, писатель, композитор Франции, выступали против высокомерия и чопорности рационалистической риторики с её строгими правилами.

Уже, в  упомянутом выше, трактате  Б.Лами «Искусство речи» (1675) содержатся «нападки» на правила классицистской риторики:

«Чтобы проникнуть в сердца слушателей, надо работать над тем, чтобы они изменили свои чувства и прониклись чувствами оратора, для этого, не раня истины, .. нужно похвалить то, что достойно похвалы...».

Так возникает «натуристская», или «аффективная» (в значении «душевное волнение, страсть»)  риторика.

В это время французский философ П.Кондильяк (1715-1780) разрабатывает сенсуалистскую теорию познания (познание мира при помощи чувств в противовес декартовскому рационализму). В этой теории углубляются понятия образа  и воображения; вводится типология образов (философских, чувственных, живописных, поэтических). Каждый из них риторика наделяет своим стилем, а современник Кондильяка  Ж.-Л. Бюффон выдвинул новый стилистический принцип: «Стиль – это сам человек!».

Выдающийся просветитель-энциклопедист аббат Шарль Баттё (Batteux) (1713-1780), член Французской Академии выступал за   свободное построение фразы оратором; ораторская речь, по мнению  Баттё должна содержать в себе особую  ритмическую организацию, придавая большое значение соотношению смысла и звучания слов, что делает Баттё  предшественником современных семиотики и семантики.

Таким образом, риторика Просвещения впервые в Новое время осуществила сдвиг в сторону  патетического (воодушевляющего) красноречия, воздействующего на людей не строгостью стиля, а образностью и воображением.

Выдающиеся теоретические достижения в риторике 18 века блестяще проявились в ораторском искусстве великих   деятелей французской революции – Марата, Робеспьера, Дантона и др. страстных борцов против абсолютизма, увлекавших парижан страстным словом на штурм старого мира в июльские дни 1789 года.*

* См., напр., Всемирная история в десяти томах. Том VI. Гл. I Великая французская буржуазная революция  1789-1794 гг.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Риторика» Аристотеля – апофеоз древнегреческой риторики

Риторика классицизма (16-17 в.в.)

Риторика западного Средневековья

Риторика эпохи Возрождения

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Случайная цитата

Быть может только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.

— Эрих Мария Ремарк