Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
В средние века риторика входила в так называемый тривиум (первый цикл учебных научных дисциплин) – начальный курс «семи свободных искусств», включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство спора), то есть была ограничена чисто школьными рамками.
В это время риторика переживала не самые лучшие времена. Для отцов церкви и теологов вера и убеждение лежали в разных плоскостях.
Средневековый богослов Ансельм Кентерберийский (1033-1109) выдвинул принцип «верить, чтобы понимать», исходя из того, что вера лежит вне рациональной досягаемости человека. Этот принцип отражает общее враждебное отношение раннего христианства ко всей античной культуре вообще и риторике - в частности.
Только в позднем христианстве на риторику обратили внимание в связи с необходимостью правильно строить проповедь, что бы не только пропагандировать слово божие, но и убеждать в его истинности. Младший современник Ансельма Кентерберийского - Пьер Абеляр (1079 – 1142) зеркально преобразовал суждение первого – в «понимать, чтобы верить»; так появляется гомилетика ( от греч. Homileo – обращаться с людьми ).
Для того, чтобы проповедь была эффективной, средневековые ораторы продолжали разработку таких средств выразительности речи, как троп и фигура речи, начатую еще Аристотелем.
Появляются специальные исследования англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного. В своем произведении «Книга о тропах и фигурах» он связывает фигуру речи с определенным типом организации текста, о чем свидетельствует, по его мнению, следующее разграничение антифразиса и иронии:
"Между иронией и антифразисом такое различие: ирония указывает на то, что подразумевается, только интонацией, антифразис же не только изменением голоса, но и словами, показывающими источник контраста".
[Beda]. De schematibus et tropus Beda Venerabilis // Halm G. Rhetores latini minores. Lipsiae, 1863.
В то же время, византийский автор Георгий Херобоск пишет книгу «О тропах», которая вошла в «Изборник Святослава» (книга по истории раннеславянской письменности и культуры) и опубликована на русском языке в 1073 году.
Как видно, и в средневековой риторике продолжался её отрыв от общественной жизни и превращения в чисто школьную дисциплину с подробнейшей разработкой тропов и фигур речи, т.е. с преувеличением чисто внешней, формальной стороны речи.
Согласна, сложная тема. Но если что-то не понятно, может помочь и онлайн репетитор.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
"Риторика" Аристотеля - апофеоз древнегреческой риторики
Риторика классицизма (16-17 в.в.)
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!