Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Продолжателем риторики Цицерона выступил его страстный поклонник и последователь, теоретик нового стиля - литературного классицизма Марк Фабий Квинтилиан (36 – 96 гг. н.э.).
Свою деятельность Квинтилиан начал в первой государственной риторической школе, которую организовал в Риме император Тит Флавий Веспассиан. В этой школе Квинтилиан стал влиятельным профессором, выразителем литературных идей и вкусов высшего римского общества, а затем и реформатором литературного стиля эпохи.
Его книга «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim) подвели итог двадцатилетней преподавательской деятельности и стали учебником для новых поколений риторов. Произведение это посвящено римскому адвокату Марцелу Викторию и написана по настоянию друзей и учеников. Трактат вбирает всё лучшее, что оставили после себя греческие и римские авторы.
Квинтилиан требует для речи единства содержания и художественной формы.
Эстетический критерий, которым определяются взгляды Квинтилиана на ораторское искусство и литературу – это совершенство художественной формы. Главное его требование к оратору и писателю, поскольку для него хорошо говорить и писать – одно и тоже – чистая, ясная красивая и уместная речь. Он настаивает на необходимости выбора слов, порядка их расположения, предостерегая от излишнего блеска в словах, так как это затеняет их смысл и создает искусственность, что выдает недостаток истины. Главное в искусстве оратора состоит в том, чтобы не дать заметить искусства, скрыть его видимостью безыскусственности.
Стилистический идеал Квинтилиана близок к цицероновскому, к тому, что называется «золотою серединою»: отвергая соблазнительные пороки нового стиля (так называемого «азианского») – высокопарность и изощренность, он ратует за умеренное и уместное пользование фигурами стиля, которые украшают и оживляют речь, услаждают слух и возбуждают эмоции аудитории, подкрепляя тем самым доказательства в суде.
Вот как Квинтилиан определяет свой идеал речи:
«Изобилие должно иметь свои пределы, блеск – мужественную сдержанность, а изобретательность должна быть разумна. Таким образом, речь станет длинной, но не чрезмерной; изысканной, но не вычурной, смелой, но не дерзкой; серьезной, но не унылой; глубокой, но не тяжелой; веселой, радостной, но не легкомысленной, шутливой, но не распущенной; величественной, но не многословной».
См., напр., Кузнецова Т.И. и др. Ораторское искусство в Древнем Риме., М.1976, стр.176-178.
Для воспитания идеального оратора главную роль играет этика, моральный облик оратора. Оратор должен быть мудрецом, совершенным в нравах, искусстве речи, знаниях.
Настоятельно рекомендует Квинтилиан руководствоваться природой (дарованиями), прибавляя к этому опыт наставника, настойчивое учение и непрерывную практику. Эти положения выражаются формулой: НАУКА - ЗНАНИЯ - УПРАЖНЕНИЯ (disciplina-studium-exercitatio), причем, это не самоцель, а средство для усвоения образцов: надо знать, чему подражать, как подражать и как соизмерять силы в подражательном творчестве.
Нужно читать классических поэтов: их цитирование – прекрасный способ эмоционально эстетического воздействия. В изучении ораторов Квинтилиан предлагает ориентироваться исключительно на Цицерона, так как он подошёл к совершенному оратору ближе других.
Рассуждая об упадке красноречия, Квинтилиан считает одной из его причин потерю контакта с моральной философией:
"прежде ораторы и мудрецы не отличались одни от других, и только позже философы присвоили эту оставленную ораторами область знания, которая всегда была достоянием риторики".
Оратор должен быть мудрецом, совершенным в нравах, в искусстве речи, во всех знаниях. И залог процветания красноречия Квинтилиан, как и Цицерон видит в личности оратора.
Однако усилия Квинтилиана по возрождению классического красноречия на цицероновских образцах не принесли ожидаемого результата: в римской империи уже не было места для осуществления ораторского идеала Квинтилиана, но советы его представляют немалую ценность для современного оратора.
В чем же заслуга Квинтилиана?
Во-первых, он выдвинул новое определение риторики, по сравнению с греческой – искусство хорошо говорить (retorike est ars bene dicendi). Здесь, как мы видим, теряется связь риторики с убеждением и остается только создание прекрасного выражения для своих мыслей, т.е. риторика перестает убеждать, её задача - услаждать слух изнеженных римлян. Если Цицерон полагал, что оратор формируется на форуме, то Квинтилиан считал – в школе.
Риторика сближается с художественной прозой. Для этого Квинтилиан разрабатывает целую систему изобразительных и выразительных средств речи, которые изучаются до сегодняшнего дня.
Наконец, именно в определении Квинтилиана можно видеть первое проявление длительного процесса «вырождения» риторики из эффективного средства общественной борьбы в узкую школьную дисциплину, чисто эстетического характера, что привело в дальнейшем к кризису риторики...
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
Читаю твои "ранние" посты.. 😉 И, всё таки, хотелось больше услышать об риторике, искусству публичных выступлений, правильному построению речи...
надо же ... - слово "всё" подчёркнуто с ошибкой - оказывается такого не было в словаре... неужели мы скоро забудем букву "ё"???
@Негодующий налогоплательщик, Да, похоже, все идет к тому, что не станет ни «ё», ни "й". Я, кстати, «ё» не смогла набрать на клавиатуре, пришлось скопировать.
А говоришь времени нету Но мне приятно, что мои посты вызывают интерес
Что бы прочитать статью, нужно гораздо меньше времени, что бы её написать. Буква "ё" в том же ряду, что и цифры, только самая первая. А вообще у меня есть пару мыслей для статей, а ещё дизайн надо сменить, и форум на другом сайте доделать, посадить дерево, родить сына, да и дом надо построить!!! А вообще, жду новых статей по искусству речи 😉
@Негодующий налогоплательщик, Ну насмешил))) Не в том смысле, что смеюсь над планами, а в том смысле, что оптимистично. Искренне желаю все это осуществить
Спасибо за доверие. Постараюсь что-нибудь написать на эту тему
ну вот уже один маленький план осуществил - поздравил свой хостинг с днем рождения. а главный приз компании - Apple IPhone 4, так его хочется
@Негодующий налогоплательщик, Понимаю.... А на сайте Адвего сейчас разыгрывается ноутбук ASUS U41JF. Тоже хочется...)))
Одна из самых больших известных мне трагедий человеческой природы — это то, что мы все склонны откладывать жизнь. Мы мечтаем о каком-то волшебном цветочном саде за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые растут за нашими окнами сегодня
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.