Эпоха Возрождения стала настоящим триумфом в развитии риторики, что объяснятся возрождением античного идеала человека.
Риторический ренессанс связан с такими именами, как Данте, Петрарка, Латини, Бруни. Создатели новой поэзии считали, что занятия языком необходимы в целях формирования личности. Кумиром итальянского Возрождения стал Цицерон – оратор, писатель, философ – сильная динамическая личность.
Например, Петрарка, в своем произведении 1367 г. "О невежестве своем собственном и многих других" обсуждает вопрос, в какой мере христианину позволено быть "цицеронианцем":
"Конечно, я не цицеронианец и не платоник, но христианин, ибо нимало не сомневаюсь, что сам Цицерон стал бы христианином, если бы смог увидеть Христа, либо узнать Христово учение".
Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
Под влиянием трудов Цицерона и, созданного Данте, литературного языка, а также восторгов, связанных с поэзией эпохи Возрождения появляются риторики на национальных языках.
В связи с развитием национальных языков появляется искусство перевода, где используется риторика, особенно в украшении текста. Национальные языки всё больше влияют на художественную литературу, где цель писателя - при помощи слов ярко представить воображаемый мир, отличный от реального. Вот почему риторика получает новое, ещё более далекое от убеждения третье определение:
«Retorika est ars ornandi» - «Риторика есть искусство украшения».
См., напр., Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.1991
Именно в этих риториках троп и фигура речи берутся не из античности, а из произведений современных 16 веку французских драматургов - Ронсара, дю Белле, Баифа, Робера Гарнье.
И, если Собонна в 16 веке – еще цитадель латинизма, то в Коллеж де Франс преподаватели начинают читать лекции на французском языке и риторика оказывает, в этом деле, существенную поддержку.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Риторика классицизма (16-17 в.в.)