Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Согласно Аристотелю речь должна состоять из 5 частей:
1. Инвенция – изобретение материала и аргументов;
2. Диспозиция - расположение материала;
3. Запоминание - усвоение материала (memoria);
4. Элоквенция (элокуция) – словесное выражение материала (само красноречие)
5. Акцио - произнесение материала (речи).
В данной статье, мы рассмотрим ее первую часть - инвенция.
Изобретение материала (inventio) — есть фундамент речи. Материал собирают из жизненного опыта, чтения, общей подготовки (эрудиции). Другими словами, это поиск средств убеждения, соответствующих предмету речи.
Инвенция опирается на нравы, аргументы и страсти.
Нравы (букв. характер) - уклад общественной жизни, о чём всегда должен помнить оратор, о том впечатлении, которое произведет он, обращаясь к людям определенного места жительства, с определенным образом жизни, регулируемым не законом, а, исключительно, традициями.
Чтобы произвести впечатление на слушателя, оратор должен быть терпимым, сдержанным, грамотно разбирающимся в декламируемом вопросе и внушающим доверие во время своего вещания. Ибо, если «солгал сегодня, кто поверит тебе завтра». Ведь, если оратор будет неубедителен, будет прибегать к двойным стандартам, то его оппонент сможет этим воспользоваться и подвергнуть сомнению всю аргументацию, используя спекулятивный приём «аргумент к человеку».
Аргумент. Это довод, который служит для утверждения или опровержения какой-либо мысли, для доказательства какого-либо положения (тезиса). Бывают логические и риторические.
Логические аргументы опираются на дедуктивные и индуктивные аргументы (доказательства).
В дедуктивном доказательстве вывод делается при переходе от общего к частному:
Любой грамотный оратор может расположить к себе слушателей.
Х - не может расположить слушателей.
________________________________________
Следовательно, Х – не является грамотным оратором.
Индукция как метод доказательства предполагает переход от частных фактов к общему правилу.
Латвия – страна ЕС
Литва – стран ЕС
Эстония – страна ЕС
Латвия, Литва, Эстония – прибалтийские страны
____________________________________________________
Следовательно, все прибалтийские страны – страны ЕС.
Но индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии получения новой истины из уже имеющихся. Максимум, о котором можно говорить, — это определенная степень вероятности выводимого утверждения.
Риторические же аргументы опираются не на истину, а на мнение и оратор более всех пользуется индуктивными аргументами, излагая слушателям своё мнение.
Риторические аргументы Аристотель назвал топиками (по греч. – общие места). Именно при помощи общих мест оратор развивает тему, раскрывает её содержание, и её связи с другими темами. Вот наглядный пример топиков.
Допустим, что человек совершил преступление и его дело рассматривается в суде. Логика, которой придерживается суд, неумолима. Её можно выразить в виде силлогизма:
Если человек совершил преступление, он должен быть наказан.
Данный человек совершил преступление
------------------------------------------------------
Следовательно, он должен быть наказан.
Такой силлогизм и является топосом (общим местом) и принимается как аксиома, то есть является общим для оратора и аудитории. Успех речи прокурора полностью зависит от того, сможет ли оратор свести содержание своей речи к этому безоговорочному положению, доказать его и, таким образом убедить аудиторию (и судей) в виновности подсудимого
Разработкой содержания при помощи риторической аргументации оратор добивается воздействия своих слов на умы и сердца слушателей; то есть, если логика показывает как тезис вытекает из аргументов, то риторика учит оратора способам подачи аргументов для убеждения слушателей. Чтобы убедить, оратор не просто указывает на какую-то мысль, а отражает её разнообразные аспекты (взгляды, точки зрения, стороны) данного явления или данной проблемы. Например, действия того же самого подсудимого прокурор рассматривает с точки зрения виновности, а адвокат – с точки зрения невиновности.
Кроме логических и риторических доказательств, оратор еще обращается к чувствам публики, которые Аристотель называет страстями.
3. Страсти – третья часть инвенции, они возникают из любви и ненависти, желательного и нежелательного, которые формируют остальные чувства. Историки ораторского искусства отмечают, что успех Демосфена заключался не столько в технике декламации, сколько в его страстном патриотизме.
Обращение оратора к страстям слушателей – одно из самых эффективных средств оратора. Вот, что пишет об этом Сергеич П. в «Искусстве речи на суде» в главе «О пафосе» :
"устами Антония Цицерон учит: злоба, нежность, ненависть, сострадание, ужас, надежда, отвращение, радость, огорчение, восторг, негодование судей — все должно быть во власти оратора; как хочет, так пусть и делает, но он должен уметь волновать судей и вызывать в них любое из этих чувств. Но главное, Цицерон утверждает, что тот, кто распаляет судей, сильнее того, кто разъясняет им дело"
(П.Сергеич. Искусство речи на суде. М.1960, стр. 271-272.)
Эмоциональность речи способна волновать души и внушать желаемое настроение. Опытный оратор широко применяет эмоциональные голосовые модуляции — от вкрадчивости и мягкости до страстной пламенности. В "Правилах высшего красноречия" (1844г.) крупный государственный деятель и прекрасный оратор М. М. Сперанский говорил:
"Под страстным в слове я разумею сии места, где сердце оратора говорит сердцу слушателей, где воображение воспламеняется воображением, где восторг рождается восторгом... Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить в слушателе".
Важно не только думать о смысле каждой произносимой фразы, но и чувствовать, иногда и переживать ее. В устной речи мысли и слова рождаются и звучат практически одновременно. Но излишний пафос, срывающийся на крик, характерный, судя по отзывам и кинокадрам, для "бесноватого фюрера", свидетельствует о дурном вкусе и амбициозности. Такой оратор, по словам Цицерона, покажется слушателям "бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых".
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!
Просто офигительная статья. Спасибки огромные вам за ваш труд кропотливый. Респектище))
+ Спасибище огромное за материал. Ищущий да найдет как говорится
@gensoko, Хоть текст комментария и выглядит, как спам, но ресурс мне показался положительным
Случайно попал на сайт, но нашёл много интересного для себя. Побольше бы таких блогов.
Нет никаких ключей от счастья. Дверь всегда открыта.