Вот говорят: "Фотоаппарат зло!" В том смысле, что от него зависишь и если уж он попал тебе в руки, то на мир ты смотришь сквозь объектив камеры. Определенная доля правды в этих словах есть. Но с другой стороны, с фотоаппаратом в руках ты порой замечаешь такие нюансы (ну, или выискиваешь их), на которые в обычных условиях ты может и не обратил бы внимания.
Приведу наглядный пример.
Многие из вас знают, что у меня есть блог, где я публикую фотографии храмов мира. Фотографии все, практически, авторские. И чтобы опубликовать фотографии Домского собора в Риге, мне пришлось его, естественно, посетить. Статью эту вы можете прочитать здесь.
Попав в церковь, я не могла упустить возможность и не пройтись по ее Крестовой галерее - уникальному памятнику архитектуры (в стиле ранней готики), где собраны исторические экспонаты, как то пушки, надгробные плиты, материалы археологических раскопок и т.п.:
И среди этого исторического хаоса мне попался на глаза экспонат, на котором я может быть и не сакцентировала бы внимания, не живи я в Саласпилсе. Экспонат этот называется: "Саласпилсская голова":
И это не голова мэра города, как может показаться не первый взгляд, если провести аналогию с определением, что такое "Городская голова". Это голова языческого идола.
Саласпилсская голова
Вот, что написано о саласпилсской голове на табличке, установленной рядом с экспонатом:
Из нее явствует, что происхождение и время изготовления этой скульптуры доподлинно неизвестно. Голова называется "Саласпилской" потому, что в середине 19 века ее обнаружил некий крестьянин из Саласпилса и передал ее каменотесу из Риги вместе с другими валунами.
Этот гранитный блок, представляющий собой голову с примитивными и выразительными чертами лица передали в музей, где она (голова) хранилась до 1875 года. Потом ее след пропал и вновь она увидела свет только в 2000, когда в ходе археологических раскопок она была обнаружена в клуатре Домского собора:
Но мне все равно непонятно, почему голова называется "Саласпилсская". Если даже связать ее название с именем человека, который ее обнаружил, то до 1917 года Саласпилс назывался Кирхгольм... Было бы логичнее ее назвать "Кирхгольмская голова".
Пытаясь найти ответ на свой вопрос, я обнаружила, что в городе есть, оказывается и вторая такая каменная голова и расположена она, практически, в самом центре Старой Риги - напротив "дома с котами", недалеко от Большой гильдии:
Сколько раз я там проходила, боюсь, не счесть. Но на этот камень я никогда не обращала внимания. Более того, я его никогда не видела. С одной стороны, это и немудрено - археологический экспонат расположен в невыгодном месте, закрытый от взора каким-то киоском и мусорниками:
Надпись на табличке рядом с экспонатом гласит, что это декоративная скульптура "Голова лива". Оригинал ее хранится в музее истории Риги и мореходства.
Как мы видим, этот каменный валун называется еще "Голова лива" и именно голова лива Ако из Саласпилса.
Известно, что территорию Латвии в свое время заселяли племена ливов, откуда, собственно, и ее историческое название - "Ливония". Территория была разделена на несколько ливских краев - край рижских ливов, айзкраукльских, лиелвардских, икшкильских и саласпилсских. И вот именно саласпилсский лив Ако прославился тем, что попытался воспротивиться нашествию немецких крестоносцев на свою землю и организовал против них восстание своих соплеменников.
Происходило это все вначале 13 века. Но мероприятие по защите свободы своего народа было провалено, а сам предводитель восстания был обезглавлен. Его голову, как трофей, отправили епископу Альберту. Но как показывает история, голова лива Ако досталась не только основателю Риги, но и всем потомкам - жителям и гостям этого уникального города - в образе языческого идола.
Кстати, в продолжении этой истории надо сказать, что продолжить дело лива Ако попытались и ливы из округа Турайда, но и они потерпели поражение. А чтобы окончательно закрепиться на торговом пути по Гауе, немцы, захватив Турайду, построили в Цесисе свой опорный пункт - замок Ордена меченосцев.
Вот такой каменный свидетель истории стоит в центре одноименной с его племенем площади и безмолвно взирает на потоки спешащих мимо него людей, большинство из которых даже и не подозревают за что его прототип был в свое время обезглавлен.
Это уже, кстати, моя не первая статья о камнях. Я уже писала о Борисовых камнях на территории нынешней Беларуси. Эти статьи можно прочитать здесь, здесь и здесь.
Казалось бы, простые, но очень тяжелые валуны, а как можно интерпретировать историю...
*По материалам "Хроники Генриха Латвийского". На русском языке книга доступна на сайте klio.ilad.lv/1_4_.php
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!
Люблю камни. Особенно если они красивы и с такой историей.
Была в Домском соборе, но тогда, к сожалению, не обратила внимания на эту Саласпилскую голову. А, хотя её там тогда ведь ещё не было, ты ведь пишешь, что она только в 2000 году снова объявилась. А значит, я и не могла её там видеть. Я была раньше.
Ну, такой камень я красивым бы назвала с натяжкой ))) Но вот история у него да, интересная. =)
А в каком году ты последний раз в Латвии? Еще до развала Союза, да?