Реплики-реакции и их роль в коммуникативном процессе

Загрузка...

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

диалогЛюбой диалог состоит из сочетания реплик, в котором первая из них является стимулом для последующей, а вторая - реакцией на предшествующую.

Традиционно такое сочетание реплик называют -  диалогическое  единство.

Выделяются два вида реплик-реакций на развёрнутую реплику-стимул коммуникативного лидера:

речевые поддержки и  речевые придержки.

Речевые поддержки направлены на сохранение ведущего положения собеседника в диалоге. Являются средством оформления диалоговой коммуникативной стратегии, направленным на обеспечение гармонического речевого взаимодействия.

В кооперативном диалоге партнёры меняются лидерством, поочерёдно переходя с позиции лидирующего на позицию поддерживающего.

Основные типы речевых поддержек:

  • реакции согласия, или «поддакивания» (да-да, конечно, так, это точно, а также кивок согласия),
  • положительные эмоциональные реакции (В самом деле? Не может быть! Кошмар!),
  • реакции заинтересованности (Интересно. Ну-ну, что же дальше-то? Рассказывай,рассказывай, а также уточняющие содержательные вопросы),
  • участие в поиске смысла (договаривание реплик коммуникативного лидера, подсказывание нужных слов при его затруднениях). Различные типы речевых поддержек могут совмещаться в одной реплике.

Речевые придержки, в свою очередь, направлены на лишение собеседника ведущей роли в диалоге. Они составляют часть диалоговой стратегии, служа средством контроля речевой активности собеседника, а нередко и свидетельством осложнений в общении, что связано либо с содержательной стороной общения, либо непосредственно со взаимоотношениями речевых партнёров.

Основные типы речевых придержек:

  • «нулевые реакции», т. е. отсутствие речевых поддержек – необходимых показателей гармонического развития диалога, критическое или скептическое замечание по поводу содержания речи лидирующего собеседника (Неужели? Это всем известно, Что-то я сомневаюсь, Ты мне об этом уже рассказывал),
  • упрёк собеседнику (А ты не спешишь с выводами? Это твое  субъективное мнение).

Будучи этически спорным явлением, речевые придержки требуют большой осторожности, если использующий их собеседник хочет сохранить гармонию общения.

С развитием тесного международного общения и сотрудничества все большую популярность приобретает знание различных иностранных языков. Для гармоничного общения с иностранцами, а не просто для передачи той или иной информации, также важно соблюдать диалогическое единство. Всем тонкостям и нюансам английского языка вас научит - NJNJ.ru - Твой мир английского языка!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Комментарии к записи "Реплики-реакции и их роль в коммуникативном процессе"
  1. Коммуникативный процесс - это то, что меня наиболее всего интересует. Я работаю журналистом, поэтому живу в этом процессе. 🙂
    Это так важно - поддержать собеседника, дать понять, что тебе интересно, о чём он говорит. Люди оживают и рассказывают журналистам, которые умеют слушать и поощрять собеседника такие интересные вещи!

    Общение - это одна из важнейших сторон человеческой жизни. Это то, что даёт нам силы двигаться дальше.

  2. @ladybloger, Общение вообще интересная вещь...хоть я и предпочитаю больше слушать. Но ведь это и главная его составляющая)))

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Случайная цитата

Телевизор отупляет и убивает много времени. Выключите его, и вы сохраните несколько клеток вашего мозга. Однако будьте осторожны — отупеть можно и за компьютером Apple.

— Стив Джобс