Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Каждый, вступивший на поприще общественной деятельности, по мнению Цицерона, должен в совершенстве владеть красноречием, которое обладает исключительной силой воздействия, так необходимой в деле управления государством.
А уж его мнение, однозначно, заслуживает внимания, ибо сам Цицерон сказал более ста уникальных речей, из которых до нас дошло 57.
Его перу принадлежат такие трактаты об ораторском искусстве, как «Республика», «Законы», «О дружбе». Огромно его эпистолярное творчество (сочинение писем), также представляющее образец риторического стиля.
По мысли Цицерона, оратор – государственный деятель, который средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в целом приносит счастье и благополучие». Поэтому
«оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении».
Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве/Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова/Под ред. М.Л. Гаспарова. – М: Научно издательский центр «Ладомир», 1994.
Таким образом, профессия оратора требует глубокой и всесторонней подготовки не только в смысле овладения техникой речи, но и в содержательном плане, поскольку «никто не может говорить хорошо о том, чего он не знает».
Ораторская профессия предъявляет к претенденту следующие требования:
- хороший голос и внешние данные,
- способности к связной, плавной, свободной речи, смелости,
- чувство ответственности, находчивость и память,
- природный ум – «оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев. Вот почему в роде человеческом никто не попадается так редко, как совершенный оратор» (Там же. С. 190).
Но качества эти могут быть развиты воспитанием и обучением у всякого, кто обладает ими в той или иной мере, при должном «рвении и восторженной любви к делу».
Главным действующим лицом в речи является сам оратор. Из трех данных необходимых оратору: талант, навык и знания, первенство принадлежит образованности. Без знаний не может быть истинное красноречие. Только содержательная речь дает обилие выражений и вызывает восторг слушателей.
В своих «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерон выдвигает такие обязанности оратора:
1. Найти, что сказать (inventio)
2. Расположить найденное (divisio).
3. Облечь его в слова (elocutio).
4. Утвердить в памяти (memoria).
5. Произнести (actio).
Составление плана — необходимое условие для подготовки речи — считает Цицерон.
План речи включает:
1. Расположение слушателей (exordium);
2. Изложение сущности дела (narratio);
3. Установление спорного вопроса (narratio);
4. Подкрепление своего положения (confirmatio) аргументами;
5. Опровержение мнения противника (confutatio);
6. Придание блеска своим словам (peroratio).
Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться:
Простым (аттическим) стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений. Простым стилем Цицерон, по его словам, говорил за Секста Росция.
Умеренный стиль – царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как метафора и аллегории.
Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к пафосу, именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование - обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей.
«Действительно, — заключает Цицерон, — простой оратор, если он говорит опытно и тонко, будет казаться мудрым, умеренный — приятным, а этот, богатейший, если у него ничего больше нет, (т.е. глубокого содержания) вряд ли даже покажется здоровым. Кто не может говорить спокойно, мягко, раздельно, определенно, четко, остроумно, когда именно такой разработки требует речь в целом или в какой-нибудь отдельной части, — тот, обращая свое пламя к неподготовленному слуху, покажется бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых».
Цицерон считает, что в речи за Цецину стиль его (цицероновой) речи был простым, за Помпея — умеренным, а за Рабирия — возвышенным. Однако оратор предлагает смешивать стили, что он и сам делал в защитительных речах.
Кроме того, особое значение для оратора имеет выбор слов. Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов... Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности.
Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя.
Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей:
«Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться могущество слова».
Русская риторика. Хрестоматия / Авт. сост. Л.К. Граудина. — М.: Просвещение: «Учеб. литература», 1996.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!