Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Согласно Аристотелю речь должна состоять из 5 частей:
В данной статье, мы рассмотрим ее вторую часть – диспозицию.
Диспозиция – следующий за инвенцией этап работы над речью. Если в инвенции находят аргументы для доказательства тезиса, то в диспозиции оратор располагает доказательства в определенном порядке.
Зачем нужен этот порядок?
Для того, чтобы мозг смог уловить существо мысли.
Древнегреческая риторика считала, что речь состоит из 6-ти частей – введение, предложение и повествование, доказательство и опровержение, заключение.
Современная риторика разделяет речь на три составляющих: вступление, изложение, заключение.
Задача вступления – расположить аудиторию в свою пользу, добиться её внимания, сочувствия. Например, если это обвинительная речь, оратор может выстраивать ее в любом «микрожанре»:
- призывать слушателей присоединиться к предлагаемой им отрицательной оценки деяния;
- указать слушателям на отрицательные последствия отказа принять эту оценку;
- сожалеть о том, что до сих пор в обществе имеются люди, которые совершают предосудительные поступки;
- призывать слушателей не брать примера с человека, совершившего подобное;
- делать уступку по отношению к возможным возражениям со стороны слушателей и т.д.
Само вступление (введение) бывает трёх видов:
а) простое – обычное введение слушателей в предмет речи, чтобы они поняли, о чём пойдет речь, какой тезис выставляется и как оратор будет его доказывать. Например,
«Господа присяжные! 26 декабря 1996 года совершено таинственное убийство гражданина Петрова, а в ночь с 3 на 4 января ещё более таинственное похищение головы трупа гражданина Сидорова. По стечению нескольких улик на гражданина Иванова направлено обвинение в том, что он похитил голову трупа, а так как в похищении головы мог быть заинтересован только убийца для сокрытия следов преступления, то и выведено было заключение, что убийца – гражданин Иванов».
Такое начало речи естественно, кратко и понятно.
б) косвенное – в случае борьбы оратора с аудиторией. Именно подобное вступление использует Цицерон в речи против аграрного закона Сервилия Рулла:
«Как оратор-консул, защитник прав римлян должен отнестись к новому закону? Я починюсь вашему решению, если вы найдете справедливым, что ради блага народа ему отдают землю, но лишают свободы, завоёванной для вас вашими предками».
в) эмоциональное – направленное на возбуждение чувств слушателей. Высокий пафос заключен во вступлении к речи Анатоля Франса на праздновании столетия со дня рождения Виктора Гюго (1902):
«Гражданки и граждане! Первого июня 1885 года, гроб, установленный под Триумфальной аркой, был перевезён в Пантеон, сопровождаемый народом Парижа, представителями Франции и всего мыслящего человечества. По всему пути этого траурного и торжественного шествия трепетало пламя фонарей, приглушённое крепом. Толпы шли мимо столбов, на которых были пришиты щиты с надписями, где на сей раз мы читали не названия битв, а заглавия книг. Ибо почести, воздававшиеся дотоле лишь королям и императорам, властелинам и завоевателям, взволнованный утратой народ воздавал ныне человеку труда и мысли, чья власть заключалась лишь в слове».
В изложении постепенно развивается главная мысль, высказанная кратко во вступлении. Изложение должно быть чётким и кратким, подкрепляться описаниями, доказательствами, противопоставлениями, с психологической характеристикой действующих лиц и другими риторическими аргументами. Может быть как в форме описания, так и в форме повествования, но цель изложения всегда одна - представление данных в благоприятном для целей ритора виде с целью аргументации тезиса.
Причем, изложение должно соответствовать следующим критериям:
- Правдоподобность. Это значит, что из всех данных, соответствующих действительности, для изложения следует выбрать те, которые вызовут наименьшие сомнения.
- Приемлемость. Факты, приводимые в качестве аргумента и слова, употребляемые для их изложения, должны соответствовать моральным нормам и не должны оскорблять нравственные чувства слушателя, даже если их составляет абсолютное меньшинство аудитории.
- Последовательность. Это значит, что действия или события должны излагаться в порядке их совершения.
- Воспроизводимость. Это значит, что изложение не следует перегружать лишними подробностями и отступлениями. Оно должно быть построено так, чтобы его основное содержание легко запоминалось.
- Ясность. Это значит, что слова и фразы в изложении должны быть знакомы слушателям и пониматься ими сразу и полностью. Поэтому в изложении рекомендуют, по возможности, избегать длинных и сложных оборотов речи, двусмысленностей в обозначении действующих лиц.
- Завершенность. Из всего изложения должен быть один вывод сказанному.
Заключение может содержать выводы, связь положений речи с практикой, с аудиторией. В заключении не только по смыслу, но и по голосу оратора слушатель должны понять, что дальше говорить нечего. Ораторы конца 19 – начала 20 веков обычно речь свою заканчивали словами: «Dixi et animam levavi» -- «Сказал и тем душу облегчил».
Тут же на ум пришло заключение авторов русских народных сказок: «И я там был, мед-пиво – пил, по усам текло, а в рот не попало».
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!