Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.
У. Шекспир
Не претендуя на звание мудреца, я тем не менее удивлена, что простые камни, только очень больших размеров имеют уникальную историческую ценность.
Еще больше я удивилась, когда один из таких камней я увидела на центральной площади белорусского села Друя.
До 2002 года этот огромный камень, входящий в единый комплекс, именуемый как Борисовы камни, покоился на дне Западной Двины. Камень выдворили из воды и вот уже 10 лет, как он выставлен на всеобщее обозрение.
Что представляют из себя Борисовы камни
Полистав соответствующую литературу, я выяснила, что Борисовы камни имели большое значение в развитии Древней Руси. По одной версии, правда, они служили метками на маршрутах торговых путей. По другой же версии – они служили культовым обрядом христиан, чему я нашла подтверждение в книге Рыбакова Б.А. «Язычество Древней Руси».
Названы камни так в честь русского князя Бориса – сына великого князя киевского Владимира Святославича.
Чтобы было немного понятнее, скажу, что у него был еще брат Глеб. Братьев так и называют - Святые Борис и Глеб.
Оба они, родившиеся незадолго до Крещения Руси, были воспитаны в христианском благочестии. Но в результате междоусобной борьбы 1015 года, братья были убиты своим же старшим братом Святополком Окаянным. После этого они были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев и наречены заступниками Русской земли и небесными помощниками ее князей.
А в народных поверьях они надолго закрепились, как распорядители судеб урожаев. Издревле 2 мая отмечался праздник Бориса и Глеба, прозванный еще «Борис-Хлебник» (праздник первых ростков) – христианские моления об урожае.
Но вот, во времена правления полоцкого князя Рогволода Борисовича, что приходится на период с 1127 – по 1129 года, на территорию Друцкого княжества (в то время и до 14 века - удел Полоцкого княжества) обрушивается страшный голод. Настолько страшный, что люди были вынуждены есть труху, мох и солому. Не имея возможности справиться с ситуацией он прибегает к культовым обрядам – приказывает на всех более-менее крупных камнях высечь кресты и однотипные надписи с именем Бориса.
На первой фотографии, если внимательно приглядеться, можно различить выдолбленный крест. А вот надписи я что-то не нашла.
А выглядеть надпись должна была бы следующим образом:
«Вспоможи Господи раба своего, Бориса сына Гинвилового…»*
* Александров Д.Н., Володихин Д.М., Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках.
Я думаю, письменный перевод текста не нужен - и так все понятно.
Не знаю, насколько это спасло ситуацию, но какая-то часть населения все-таки выжила (раз Друцкое княжество просуществовало аж до 16 века), а нам осталось после него такое историческое наследие, которое принесет, надеюсь, жителям Друи несомненную пользу, как в виде половников, так и отсутствия неурожая.
Какие-то работы еще вокруг него ведутся, например, в виде облагораживания площади, на которой он расположен. А распространение Интернета даже в самые отдаленные деревни и села, должно поспособствовать популяризации, как камней, так и самого села.
Во времена советской власти, когда велось гонение на религию, большинство Борисовых камней было уничтожено. На сегодняшний день сохранились их 4 экземпляра. Один, как уже сказала, в Друе; второй - перевезен в сам Полоцк и водружен рядом с Софийским собором; третий - в деревне Камено Минской области и четвертый - в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве.
Друйский камень
Что касается друйского камня, то его открывателем считается Алексей Сапунов, который в середине 90-х годов 19 века оказался в Друе. Зарисовка валуна с крестом и надписью была помещена им в книге "Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии":
В Друе на самом берегу Двины, саженях в 50 ниже впадения в неё реки Друйки насупротив Спасской церкви находится Борисов камень. Занимательно, что о кресте с надписью на этом камне до сих пор решительно никто не знает даже в самой Друе, правда и мне удалось разобрать только часть надписи, попытки сфотографировать надписи удались не вполне, так как камень сильно выветрился. Камень, красноватый валун в окружности более 11 аршин, нижняя часть его отколота, весной и осенью камень совершенно покрывается водой. Шестиконечный крест расширяется к концам, длиной 1 аршин 12 вершков, надпись далее я не мог ничего разобрать, хотя следы букв несомненны. Форма креста, характер букв надписи на друйском камне совершенно такие же, как на других так называемых Борисовых камнях…
Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Виленского уездов Виленской губернии. Витебск, 1896. С. 122.
После А. Сапунова Друйский камень исследователей не особо заинтересовал. В начале ХХ в. о нем упомянул только историк Довгялло Д. И. в работе "Друя - заштатный город Виленской губернии" (1907г.)
В 20 веке судьбой Друйского камня также никто специально не интересовался и не занимался. К тому же он попросту исчез с глаз людских. Где-то в середине 30-х годов валун был стянут сильным ледоходом после взрывных работ в русло Друйки и расколот на несколько кусков. Глыба стал пленником речных волн и песчаных наносов. Больше люди его не видели.
Поиски камня возобновились в 1982-1984 гг. под руководством археолога Людмилы Дучиц. Большую помощь оказали местные жители Франц Мазуров и Александр Чапински. В поисках участвовали аквалангисты из Минска. Под водой нашли огромный валун, почти полностью занесенный песком. Но исследовав каждый сантиметр, никаких букв на нем не нашли. Загадка Друйского камня не была разгадана.
Определенные шаги по его изысканию камня делались в 1986 г. Готовилась даже тяжелая техника, ведь по оценке специалистов он мог весить от 20 - до 40 тонн. Но дело довести до конца не удалось.
Легенды о необычном памятнике древности не давали покоя многим жителям Друи. Многие школьники путешествуя по берегу Двины мечтали отыскать загадочный камень. Самые отчаянные ногами ощупывали дно реки в месте слияния Друйки и Двины. Даже изготовили специальный щуп из проволоки, которым протыкали речной песок.
Но... камень прятался от людей.
Лето 2002 года выдалось необычайно жарким. Уровень воды в Западной Двине упал настолько, что если бы не государственная граница, ее можно было бы перейти вброд. Захваченный в речной плен валун выглянул на поверхность.
Первой этот кусочек посчастливилось увидеть Людмиле Шумчик - председателю Друйского поссовета, человеку необычному и очень влюбленному в историю своего поселка. Она обратилась за консультацией в Браславский краеведческий музей - к Константину Шидловскому и Александру Панцялейки, которые обследовав валун, с вероятностью в 90%, подтвердили что это и есть тот самый Борисов камень.
Было решено его окопать, чтобы увидеть крест и буквы. К этой операции подключились многие жители Друи. Но даже совместными усилиями ничего похожего на буквы они не нашли.
Камень молчал. Только чувствовалась какая-то тайная энергетика, исходящие из его глубины.
Но людям всегда хочется верить в чудо.
Для того, чтобы открыть тайну, надо было вытащить камень из реки. А дело это не простое даже для современной мощной техники. Никто не предполагал, что дело затянется на несколько месяцев. С каждой неудачной попыткой появлялось все больше скептиков. Но будущее, как утверждают их оппоненты, не за ними.
Успех приходит к тому, кто думает не только о земном, но и о вечном.
Берега Двины с августа и до конца октября 2002 г. содрогались от рывков мощных тракторов. Бесчисленное количество попыток постепенно стало давать свои плоды.
28 августа вытащили большой фрагмент камня, но надписей на нем не нашли.
6, 10, 12 сентября, 10 октября попытки вытащить камень не приносили результатов. Только 22 октября 2002 года с помощью лебедки мелиоративного экскаватора самый большой фрагмент камня удалось сдвинуть с места.
А 23 октября, подтянув его ближе к берегу, все неожиданно увидели и крест и надпись. Сомнений не осталось-это Борисов камень!
Как засветились лица всех присутствующих! Стужа уже не замечалось. На следующий день из воды вытащили последний, самый маленький кусок.
Водолазы, обследуя место, где находился камень, выкопали из песка немецкую каску времен Великой Отечественной войны, каким-то странным образом попавшую под многотонную махину.
Реликвию установили недалеко от его исторического места дислокации, разместив его крестом к небу, чтобы каждый мог прикоснуться к тем знакам, что оставили на нем далекие незнакомые предки около 900 лет назад.
P.S. Дополненную и подкорректированную статью о Борисовых камнях можно посмотреть здесь.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!
Кристин, спасибо за потрясающий рассказ! Ничего не знала о них.
@Мария Анашина, Ого, Маша! Такое может быть?
Естественно 🙂 "Я знаю, что ничего не знаю" - это действительно так.
@Мария Анашина, ))) Мудрый дядька был =) Ловко выкручивался из затруднительных ситуаций )))
Интересно! Вот почему, оказывается, у сельского населения особое отношение к большим камням. Они как-то всегда особенно на них смотрят. Видимо сохраняется негласная память. Оказывается не только потому, что они по природе несвойственны нашей местности.
Большие камни - это, конечно, красиво и необычно. Природа в любых проявлениях удивительна. Мне очень нравились камни в Карелии.
@Елена, Мне они тоже нравятся. Правда, только по фотографии =) Вот там удивительная природа.
Действительно ли на этих камнях ("Борисов камень") есть какие-то древние надписи?
В 50-70-х годах (уже прошлого 🙂 столетия) о них не было известно местному населению ничего! А такие же огромные валуны (принесенные ледником) есть , во множестве) везде в округе! Ровно через километр, на латышской стороне, на косогоре над озером Колода (по латышски "Koldes") есть такие же огромные валуны!
@Владислав, Владислав, я надписей не увидела. Хотя мои родственники меня уверяли, что видели их и очень удивлялись, почему их сейчас не видно. Но вот выбитый крест виден однозначно!
Я тоже удивляюсь, что об этих камнях раньше как-то особо не распространялись. Может потому, что не было наглядного примера перед глазами, а может хороший" пиар ход"))) Но в любом случае, вреда от этого селу точно никого нет=)
Насколько мне известно, первые, такого рода, христианские знаки (Знаки Христианства) появились в первом в мире государстве принявшем Христианство как государственную религию (III столетие н.э.) . Речь идет об Армении. Эти камни (позднее- каменные кресты) назывались "Хач" (Видимо отсюда, не понимая смысла названия" всех армян, а, попутно , кавказцев вся гопота и националисты называют "Хачиками").
@Владислав, Много таких вещей, которые мы называем по наитию, не зная истинного их происхождения. А история наша древняя и все имеет свое объяснение. Только надо все это знать, а для этого больше читать =)
Скажите, Кристина... А интерес к риторике, философии.... Это , что?... Влияние "геопатогенной зоны"?:):):) Я имею ввиду тот любопытный факт, что , разыскивая родственников (по линии мамы- Далецкие), я познакомился с Чеславом Далецким, ученым, профессором, ректором одного из ВУЗОв Москвы и ... Уроженцев наших мест!!! Я имею в виду Браслав, Миоры... Он тоже- преподавал риторику!:):):) Наберите "поисковике " Далецкий Чеслав" и увидите! :):):) Да, что же это так на нас там (на этой земле) влияет?!:):):)
@Владислав, Это просто любительский уровень =) Просто мне нравится "копаться" в трудных вопросах, а для многих студентов эти вопросы кажутся сложными. Вот и стараюсь отвечать на сложные вопросы относительно простыми словами. Может кому-то и пригодится =)
Спасибо за интересный рассказ, хорошо, что хоть несколько исторических камней сохранились до наших времен.
Я просто поражён вымыслам и фантазиям. Наверно так рождаются легенды, не имеющие ничего общего с реальностью (да простит меня автор блога).
Хочу уточнить, что "камни названы" не в честь, а потому что надписи появились во время правления полоцкого князя Бориса, сына Всеслава Чародея, представителя династии, в начале которой стояли знаменитые Рогнеда и Владимир Святославович. Датируется надпись 1128 годом. Действительно тогда был страшный голод. (Упомянутые Вами Борис и Глеб жили более чем на 100 лет раньше)
Рогволод-Василий Борисович никогда не княжил, а был выслан в Византию за неподчинение Киеву.
Истории известны семь Борисовых камней: №1 - у д. Покастельцы (в 1981г. перевезён в Полоцк к Софийскому собору); №2 - камень у д. Наковники (взорван в советское время); №3 - камень у д. Болотники (также взорван); №4 - камень из окрестностей Дисны (вывезен в Москву в 1879г.); №5 - Друйский камень (извлечён из Двины в 2002г.); №6 - у д. Дятлово Оршанского района (известен как Рогволодов камень, уничтожен в советское время) ; №7 - у д. Высокий Городец Толочинского района (взорван в 1936г.)
Таким образом до нашего времени сохранились Борисовы камни только в Полоцке, Друе и Москве.
Источник информации: Э.А. Ляўкоў, “Маўклівыя сведкі мінуўшчыны”, Мн. 1992 г.
Учениками краеведческого кружка Друйской школы проводилась исследовательская работа по выявлению надписи на Друйском Борисом камне. В результате было установлено, что сохранилось 51 буква надписи как слева, так и справа от креста (ранее, в т.ч. и по рисунку А. Сапунова от 1896г., было известно 29 букв)
@Mikhail, В этом большая доля правды, что интернет работает, как испорченный телефон. Спасибо Вам за столь существенное исправление. Вы, я так понимаю, осведомленный в этом вопросе человек. Если я не ошибаюсь, Вы преподаватель в Друйской школе, да?
А про Бориса и Глеба, мне кажется, я информацию не исказила. Ведь я указала, что они жили раньше =)
И еще вопрос, а где они эти сохраненные буквы? Я не смогла их найти...
Друцкое княжество образовалось после смерти в 1101 году полоцкого князя из рода Рюриковичей Всеслава Брячиславича и досталось одному из его сыновей. Поскольку позже Друцким княжеством владели потомки Рогволода-Бориса Всеславича, то по устоявшемуся мнению именно Рогволод получил этот удел[1]. В 1127 году Рогволод стал полоцким князем, а в Друцке, скорее всего, княжил его сын Рогволод. В 1129 году он вместе с другими полоцкими князьями был выслан великим князем Мстиславом Владимировичем в Византию, но в 1140 году вернулся и получил обратно свой удел. В 1144 году он стал стал князем полоцким, в Друцке вероятно правил его сын Глеб. В 1151 году Рогволод в результате восстания полочан попал в плен к минскому князю Ростиславу Глебовичу, посадившему в Друцке своего сына Глеба. В 1158 году друцкое вече прогнало князя Глеба Ростилавича и избрало князем Рогволода Борисовича. В ответ на это на Друцк напали минский и полоцкий князья, но в 1159 году Рогволод снова получает Полоцк, а в 1162 году окончательно уходит в Друцк. С тех пор сведения о правителях Друцка становятся очень скудными.
В отличие от многих соседних удельных княжеств, Друцкое по-прежнему существововало. Рогволод умер после 1171 года. В 1180 году в Друцке княжил его сын Глеб, а в 1196 году — Борис Всеславич (скорее всего внук Рогволода). Л. Войтович считает, что Борис Всеславич правил в 1215—1222 годах в Полоцке и отождествляет его с князем Борисом Давыдовичем, упомянутым Татищевым под 1217 годом в «Повести о Святохне». Но в источниках после 1196 года сведения о князьях друцких из источников исчезают. В конце XIII века княжество находилось под влиянием Минска, а в начале XIV века — Витебска.
Некоторые исследователи считают поздних князей князей Друцких потомками князя Рогволода Всеславича[2], но наиболее авторитетные источники свидетельствуют об их происхождении от Романа Даниловича Новогрудского, сына короля Даниила Галицкого[3][4].
В состав Великого княжества Литовского вошло в середине XIV века и было разделено сначала на две части между детьми князя Михаила Романовича Василием и Семёном, а в XV веке — на ещё большее число уделов. Внук Василия Андрей, наследник старшей ветви, погиб в битве на Ворскле в 1399, и Витовт в 1411 передал его владения Виленской епархии. Удельные князья Друцкие ещё владели Друцком в 1508 году, когда князья Василий, Андрей и Богдан Друцкие из старшей ветви бежали из Литвы в Москву на службу к Василию III (от них происходят московские князья Друцкие).
Младшая ветвь разделилась на несколько родов: Друцких-Соколинских, Коноплей-Соколинских (их удел был в Соколино), Друцких-Горских (удел в Горах), Багриновских, Друцких-Озерецких, Друцких-Прихабских, Путятиных, Бабичевых, Друцких-Толочинских (удел в Толочине), Виденицких, Друцких-Любецких (удел в Любче), Друцких-Подберезских.
В XVI веке Друцкое княжество прекратило своё существование. Потомки князей Друцких превратились в обычных землевладельцев, хотя и продолжали носить княжеский титул. После административно-территориальной реформы Великого княжества Литовского в 1564—1565 территория бывшего Друцкого княжества была отнесена к Оршанскому повету Витебского воеводства.
(Википедия)
@Mikhail, Михаил, это очень интересно! Но с каких пор Википедия стала достоверным источником? Было бы гораздо интереснее, если бы Вы это рассказали своими словами. У Вас, я уверена, это получилось бы стократ лучше =) А так можно было просто дать ссылку на источник =)
Хорошо, следующий раз так и сделаю 🙂
Про Бориса и Глеба. конечно, слышала, но про эти борисовы камни - нет. Интереснейшая история, Кристина! Спасибо!
Да вот так святые места оказываются у нас в России. Хорошо, что наткнулся на ваш блог.
@Admirus, Действительно, хорошо и я надеюсь у меня появится новый читатель =)
Только места эти, описанные в статье, не в России, а в Беларуси =)
Кристина, тебе надо блог о путешествиях завести. Ты так интересно рассказываешь!
@ladybloger, Вот заработаю на своих блогах и буду на пенсии много путешествовать, тогда и будет смысл заводить новый блог о них, а пока хватит и этого ресурса )))
А за комплимент спасибо, Галя =)
@Кристина, мне нравится, как ты пишешь. буду рада видеть тебя с гостевым в любом из своих блогов. А особенно - в блоге про путешествия. Может, ты про Ригу напишешь? Я вряд ли в ближайшие годы туда выберусь. А так скучаю. Рига - очень красивый город, там такие улочки, дома, просто чудо. Маленькая Германия. ))
@ladybloger, А кстати...есть у меня один материальчик. Надо подумать))) Спасибо за приглашение =)
@Кристина, чего там думать?! давай сюда. Я знаю, как ты пишешь. Так что жду с распростёртыми...
Да, такой древний камень, с историческим прошлым, вполне может привлечь в Друю множество туристов ))))
Любопытно! Центральная площадь, однако, впечатлила миниатюрным видом. Там через два метра уже край села виден, дома. А что за маленькие камни под самым большим подложены?
@Ира Чирашня, Ира, не знаю. Может быть это просто опора какая-то. Может быть Михаил сможет помочь в этом вопросе.
Когда думаешь об этих камнях, становится немного не по себе. Люди, которые их использовали, давно умерли, а они до сих пор в целости и сохранности.
@Оля, Да, Оля, есть такое ощущение.
Камни стараются сейчас размещать во всех крупных городах, а здесь они в селении находятся. Занимательно! У нас тоже встречаются, но я глубоко сомневаюсь в их ценности. Спасибо за рассказ, Кристина, я ничего не знала о Борисе и Глебе.
@Юльчатка, а в нашем городе вроде нет таких больших (да и вообще исторических) камней. Хотя в других видела.
@ladybloger, Может ты просто не знаешь, что он ценный? Камни-то по - любому в городе есть)))
@Юльчатка, Тем он ценнее этот камень, что водружен в том же месте, где его и добыли =)
Галина, вспомнила про наши исторические )) Есть у нас удивительный "Чёртов палец" или как его официально зовут Останец "Три монаха". Но вот чем он удивителен, не помню 🙂 Надо информацию искать. Думаю, что и у вас имеется нечто подобное, просто не на слуху.
Очень интересный рассказ о камнях. Не слышала о них.
@надежда, Надя, будет еще продолжение. Надеюсь также понравится материал
Интересно. Хорошо написано. Замечательный репортаж.
@Dodo, Спасибо! =)
Да, камушки с историей, и такую дискуссию вызвали. Если честно, я про них ничего не знаю, в советские времена о подобных вещах не очень - то распространялись.
@Людмила, Люда, более того, они еще поспособствовали написанию дополнительного, более подробного, материла о них. В ближайшее время опубликую.
Главное, сложить хорошую легенду и сделать рекламу.
Удивительно. Живем и не знаем. Спасибо!
У нас в Беларуси вообще много уникальны камней. Есть даже каменный крест, который растет....
@skad, Интересно! А можно об этом поподробнее? =)
Кажется он в Турове. Но есть и не далеко, в Миорском районе. Правда место это труднодоступное, поросшее кустарником и малинником. А раньше было городище.
@Mikhail, Михаил, кто он? Каменный крест? Что это за чудо такое? Можно немного поподробнее?
Речь идёт о древних каменных крестах, растущих из земли.
@Mikhail, Интересно! Но не камни же, в самом деле, растут. Это они так вылазят из земли, я так понимаю...
Прошлое — это поезд, но он уже ушел. Будущее — это мечта, но еще не известно сбудется ли она. А настоящее — это подарок жизни. Поэтому нужно жить настоящим, с надеждой на будущее и с опытом прошлого!
© 2024. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.