Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
По мнению историков, теория ораторского искусства в России была довольно хорошо развита уже в Новое время (время окончания Смутного времени и начала царствования династии Романовых) и первой книгой была «Риторика» вологодского епископа Макария (1619).
«Риторика» архиепископа Макария выявляет прекрасное знание автором античного красноречия: в книге часто цитируются Демосфен, Цицерон, Квинтилиан. Книгу составляют две части: «Об изобретении дел» и «Об украшении слога».
Высокие требованию к оратору предъявляет автор: оратор должен быть «в науке речения хитр», должен быть честен, отзываться на каждый поступок и на всё, что представляет общественный интерес: «Был бы, чтоб умел рассуждать и ко всякому делу подобающие слова прилагати». «Риторика есть яже научает пути правого и жития полезного добрословия. Сию же науку сладкогласием и краснословием нарицают. Понеже красовито глаголати и писати научает».
Автор выделяет пять известных частей речи: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).
Рассматривает и виды речи: научающая (школьное и церковное обучение), судебная, рассуждающая (совещательные речи при решении государственных дел), показующая (хвалебные речи).
Не обходит вниманием и общие места, определяя их как средство для возбуждения сердец слушателей.
Во второй книге «Риторики» Макарий повествует о словесном выражении речи.
Есть два вида речи: естественный (простой), его изучает диалектика, и художественный (его изучает риторика). Диалектика простые дела показует голыми (точными), а риторика к тем же делам прибавляет силы словесные, как "ризу честную или одёжу".
Далее дается система риторических фигур и украшений, дается система трёх стилей речи: «Украшение слова есть, которое ясно и явно и сладкою речию или глаголием дела и вещи объявляет и показует».
В 1698 году в русском переводе появляется «Риторика» братьев Лихудов, переведенная на русский язык монахом Чудова монастыря в Москве Косьмой.
Кроме того, риторика преподавалась в Московской Славяно-греко-латинской академии Порфирием Крайским, где в 1733-1734 году ее слушал молодой Ломоносов.
В Киеве сохранилось 127 учебников риторики, из них 32 учебника 17 века, остальные – 18 века.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!
Добрый день! Цитаты в публикации подлинные? Кажется, "Риторика" Макария утеряна по сей день. Спасибо!
Добрый день! Цитаты подлинные, но взятые не непосредственно из Риторики Макария, а составлены на основе таких учебников, как "История русской риторики" Аннушкина, Риторика Сурина Н.А. и др.