Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
Как я уже упоминала выше, родился Демосфен в 384 г. до н.э. в Афинах и казалось, что ничто не предвещало, что он может стать великим оратором, ибо с самого раннего детства был он хилый и узкогрудый, с тихим и слабым голосом, неправильным произношением и болезненной одышкой.
Понятно, что все эти недостатки никак не способствовали его успеху. И уж, определенно, он не выделялся величием и красотою, в силу своей привычки подергивать плечом, несуразно размахивать руками и двигаться взад и вперед с угловатой неловкостью.
И поэтому, совсем неудивительно, что его первое выступление на публику было встречено всеобщим хохотом, заставившим его тут же умолкнуть и сразу исчезнуть.
Но это, к чести его, его совсем не сломило, а только подстегнуло к усилиям по исправлению своих недостатков.
Как Демосфен учился быть оратором
- Для укрепления легких, Демосфен взбирался, к примеру, по нескольку раз в день на гору, стараясь как можно реже и глубже дышать.
- Для тренировки голосовых связок, он произносил длинные фразы, стоя на берегу моря и стараясь звуком своего голоса заглушить его шумный прибой.
- Для тренировки чистого произношения, он набирал мелкие камешки в рот и пытался произносить речь.
Для того, чтобы выработать приличную жестикуляцию, он запирался на целые месяцы в подземную хижину, где никто не мог ему мешать, и там с полубритой головою (чтобы не было искушения бросать занятия и выходить на люди) упражнялся перед зеркалом, изучая малейшие свои движения и подвесив над своим плечом заостренный меч.
Но и этих усилий, в итоге, оказалось недостаточно - и во второй раз он потерпел полное фиаско.
Укутав голову плащом, сгорая со стыда и обиды, пробирался он сквозь хохочущую толпу, терзаемый отчаянием, оскорбленным самолюбием и ненавистью ко всему и всем. Тогда решил он отказаться от своей затеи и любимой мечты, в целом.
Но, к счастью, как говорят, его нагнал известный, в то время, комический актер Сатир, который, заметив, как много гениальных задатков проглядывало в его жалких дебютах, решил помочь ему и указать, в какую сторону надлежит направить свои усилия.
Со всей страстностью обиженной души, Демосфен стал жаловаться ему на несправедливость судьбы, которая так жестоко обошлась с ним, человеком, преданным делу всей душой. Актер согласно кивнул и попросил прочесть его какой-нибудь отрывок из Эврипида и Софокла. Демосфен удивился, но отрывок прочел. Но, когда этот же отрывок прочел актер, со свойственной его речи плавностью и выразительностью, Демосфен наконец-то понял, какими качествами должен обладать оратор. Здесь вы можете посмотреть, каков идеал оратора по Цицерону.
И с прежним, если небольшим энтузиазмом, Демосфен продолжил свои занятия в пещере и на морском берегу. Но были эти занятия не только по ораторскому искусству, также усердно трудился он и над выработкой языка, стиля и логической формы, которые так высоко ценились в эпоху, жившую традициями софистов. С неимоверным прилежанием изучал он сочинения по риторике, вроде знаменитого «Руководства» Исократа.
И, в конце концов, усилия его увенчались успехом, да таким, что он и по сегодняшний день остается образцовым эталоном классического оратора.
В качестве примера его образцовой риторической техники, многие исследователи приводят его речь «О венке», где Демосфен отвел от себя обвинения в измене родине, говоря о том, как он старался поднять дух афинян против македонского царя Филиппа:
«Мое предложение привело к тому, что гроза, висевшая над государством, рассеялась как облако. Долг каждого честного гражданина обязывал его говорить, если он мог дать лучший ответ, а не откладывать на будущее обвинений против советника. Добрый советник и крючкотвор тем и отличаются друг от друга, что один высказывается, не дожидаясь событий, и берет на себя ответственность перед слушателями, перед случайностями, перед неизвестным, одним словом, перед всеми и всем; а другой молчит, когда следует говорить, а когда наступит несчастье, клевещет на других».
В этом отрывке, как в зеркале, отразилась особенная черта его выступлений: ее страстность. Пользуясь преувеличениями, Демосфен не щадит себя, но в то же время «достается» и его врагу Эсхину за бездеятельность и попущения Филиппу.
Страстность Демосфена превосходно проявлялась в его риторической технике: в изобилии применял он вопросно-ответный ход, олицетворял неодушевленные предметы, говорил диалогами, но он никогда не злоупотреблял подобными приемами, и форма его речей оставалась строга и даже скупа.
Демосфен взял всё лучшее у прежних ораторов, сумев избегнуть их недостатков. «Не было ничего более возвышенного, чем его величавость, стремительность и красота исполненных важности слов и мыслей». (Цицерон).
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!