"Я знаю, что первое, что подобает сделать, когда вы приезжаете в какой-нибудь город или в деревню, - это бежать на кладбище и наслаждаться видом могил..."
- так предполагал один из героев романа "Трое в лодке, не считая собаки". Помните это произведение?
Это было только навязанное ему извне убеждение.
Сам же автор этого утверждения видом могил любоваться не любил и категорически не понимал этого пристрастия своего друга Гарриса.
Гаррис же, напротив,
"упивается видом могил, гробниц, эпитафий и надписей на памятниках, и от мысли, что он может не увидеть могилы миссис Томас, он совершенно свихнулся. Он заявил, что предвкушал возможность увидеть эту могилу с того момента, как была задумана наша прогулка, и что не присоединился бы к нам, не будь у него надежды увидеть могилу миссис Томас".
От себя бы я немного перефразировала первую фразу, сказав, что "Я знаю, что первое, что подобает сделать, когда вы приезжаете в какой-нибудь город или в деревню, - это бежать фотографировать храмы. А когда храм находится на территории кладбища, то можно убить сразу двух зайцев...". Но это только в том случае, если созерцание надгробий вам доставляет такое же наслаждение, как и упомянутому выше Гаррису.
Я к чему все это говорю?
По дороге в один из районов Риги с целью сфотографировать очередной храм, а именно лютеранскую церковь Густава Адольфа, я вышла на остановке, на которой ранее никогда не выходила и попала на ... кладбище. Даже и не знаю, стыдно мне или нет, что я до сих не знала о существовании в столице Латвии некрополя, коим является Большое кладбище...
Слышать-то я конечно слышала о нем, но никогда там не была и даже не имела ни малейшего представление, что представляет из себя этот мемориальный парк. Со стороны парк, как парк - деревья, дорожки, семьи с детьми гуляют, собачники со своими питомцами. Одним словом, жизнь идет своим размеренным чередом:
И если не пройти вовнутрь, то и не узнаешь, что в этом парке, как писал Эдуард Губер:
...Здесь, в безмолвии святом,
Под могилой и крестом
Спят страдания людей
До рассвета лучших дней.Всё, что радовало их,
Что терзало душу в них,
Грусть и смех, печаль и страх,
Всё навек легло в гробах!...
Как указано в некоторых интернет источниках, Большое кладбище (латыш. Lielie kapi) - это последнее пристанище лиц, отдавших Богу свою душу до 1969 года. Именно с этого года Большое кладбище закрыто для захоронений. Возникло же оно в 1773 году, когда указом властей было предписано устроить кладбище за пределами города, на расстоянии не меньше чем полкилометра от него. И нынешняя территория кладбища, расположенная в микрорайоне Браса (Brasa) на тот момент полностью соответствовала этим требованиям. Это сейчас участок территории между улиц Brīvības, Senču, Miera и Klusā - самый что ни на есть центр города:
И может быть поэтому этот парк стал для меня откровением, не вписываясь в привычное представление о кладбищах в целом.
Как правило, кладбище - это огражденная территории где-нибудь на удаленном от центра города расстоянии, куда живые приходят с единственной целью - помянуть усопших и никак не проводить там свой активный образ жизни...
О чем думают люди, весело и беззаботно прогуливающиеся по парку, я предполагать не берусь. У каждого, как говорится, "свои тараканы в голове". Но мне в парке было немного не по себе. Вполне возможно, это была реакция на то, что я впервые и неожиданно для себя оказалась в таком сакраментальном месте. Живя вблизи такого места со временем и я может быть перестала бы думать о бренности земного существования, но только не в это раз...
И по кладбищу-парку я ходила, можно сказать, с открытым ртом, глядя, как в одной земле спят вечным сном, не терзаемые большим никакими распрями солдаты разных войн:
Люди, некогда жившие ради блага своей страны, верившие, творившие и любившие, спят сном праведника и хочется верить, что там они не переворачиваются, глядя на творящуюся вокруг обстановку.
Это я уже после посещения кладбища узнала, кто там захоронен. Если бы знала раньше, вглядывалась бы пристальней в эпитафии на памятниках. А вечный приют на этом месте обрели такие личности, как известный латышский фольклорист Krišjānis Barons (Кришьянис Барон), архитектор Gustavs Hilbigs (Густав Хилбиг) - автор проекта церкви Святого Павла в Риге и его сын и преемник, также архитектор Hermanis Otto Hilbigs (Герман Хилбиг и многие другие известные или же, наоборот, никому неизвестные личности. Здесь же захоронены и останки основателя Риги в целом и Домского собора в частности - епископа Альберта.
Нет уже наверное и в живых тех, кто оплакивал усопших и вкладывал может быть последние свои сбережения, чтобы их родные покоились в эксклюзивных усыпальницах. Если и есть потомки, то очень далекие, которым и дела нет до своих предков. И стоят разбросанные по всему парку склепы, надгробия и памятники, являясь для отдельных лиц образцом мемориальной архитектуры.
Но так откровенно можно рассуждать только на безликом для тебе месте. Чувства от посещения кладбища, где упокоены души неизвестных тебе людей не сравнить с чувствами от посещения кладбища, где похоронены твои родные, память о которых живет в твоем сердце, покуда оно бьется...
И ведутся потому споры вокруг судьбы этого кладбища. С одной стороны это история, это дань памяти, а с другой - это центр цивилизованного города. И вопрос об уместности расширения дороги в этом месте так пока пока и остается риторическим.
Принадлежит же кладбище лютеранской церкви, о которой я напишу позже на своем блоге "Храмы мира."
А что скажете вы на это - имеем ли мы право, ныне живущие, наводить порядки в свою угоду на территории, принадлежащей давно уже не нашему миру? И нравится ли вам гулять по кладбищу?
Кладбища завораживают, пробуждают многие чувства в душе. Но если оставлять все захоронения в нетронутом виде... Не знаю, останется ли места живым.
Мне тоже так кажется, что касается места живым. Если так подумать, за всю историю существования человечества сколько людей умерло? Страшно даже представить эту цифру. Мы по-любому ходим по костям...
Я люблю кладбища. На обычных бываю редко, только когда надо помянуть и навести порядок на могиле родного человека. А на старинных - прогулялась бы с интересом. Старинные памятники, надписи - все это бываю непротив внимательно рассмотреть. Была на Ваганьковском кладбище и давно в Александро-Невской Лавре, уже и не помню ничего. Хотелось бы походить в Москве по Новодевичьему кладбищу и Донскому.
Не знаю, экскурсионную программу по кладбищам я вряд ли себе планировала бы. Но если попадаешь туда, побродить по ним интересно. Мозги встряхивает определенно.
Ой, я очень люблю бродить по кладбищам, рассматривать надписи, надгробия. А тут прямо целая экскурсия по старинному кладбищу. И описание интересное с философским взглядом. Да уж, все мы не вечны.
Спасибо, Вера!
Да уж, практичное решение - объединить парк и кладбище 🙂
А если серьёзно, я однажды даже водила экскурсию по ташкентским кладбищам и потом ещё ходила по ним и переписывала известные имена с памятников для одного французского писателя. Меня завораживают старые кладбища, такие, как ты показала. А вот на современных не могу находиться - мне кажется там такая тяжёлая энергетика, столько горя 🙁 В старых частях, наверное, этого уже нет из-за прошедшего времени, а в новых очень сильно гнетёт это 🙁
Да, это ты очень верно сказала.Старые кладбища- они как музей, а новые - хранительницы горя =(
Мне сложно представить человека, который путешествуя куда угодно, пойдет на кладбище. Тем не менее, по жизненным обстоятельствам я бывала в этих местах не раз и сама себе удивлялась, когда поход до выхода становился интересным. Огромное количество разнообразных памятников, порой напоминающих монументы, притягивают взор.
Кстати, в Краснодаре также есть закрытое кладбище практически в центре города. Но самое удивительное, что оно отделяется стеной от род. дома. Сколько же ужасных историй слышат жители города из-за этого соседства. А перенести захоронения не могут.
Виктория, не поверите, у нас кладбище также соседствует с роддомом =) Не стеной отделены, но на расстоянии "вытянутой руки". Как все символично!
Мало того- школа практически на территории этого кладбища находится. У меня дочь там училась. Так они на переменках только так носились- не смотрели кладбище или нет.
А несколько лет тому назад от туда памятник Советскому солдату убрали. Хорошо хоть могилы не тронули...
И вообще, грустно это все как-то...
Грустно, Галя, очень грустно. Мы все еще скорбим сейчас по недавно ушедшим в мир иной Задорнову и Хворостовскому - великим людям современности. А пройдет пару-тройку десятков лет и их могилы будут стоять в одном ряду по степени забвения с могилами некогда также великих людей, обретшими покой на Большом кладбище. Что уж говорить про нас?...
А куда делось видео?
В смысле, Оля? Внизу видео,как и было ...
Быть может только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.
© 2025. Жизнь и философия
Все статьи на блоге "Жизнь и философия" авторские. При перепечатке любых материалов с сайта активная ссылка на rithelp.ru обязательна.