Продолжая тему о русских ораторах 19 - начала 20 веков, нельзя не упомянуть имя выдающегося юриста того времени – профессора уголовного судопроизводства, общественного деятеля, литератора, почетного академика Петербургской Академии наук – Анатолия Федоровича Кони (1844-1927).
Говоря о значении Кони, следует иметь в виду не только его произведения (самые известные из которых - «Записки судебного деятеля» и «Воспоминания о житейских встречах»), его блестящий талант судебного оратора и лектора, но и всю его многогранную деятельность — на посту прокурора, председателя суда, сенатора, члена Государственного совета.
По поводу судебных речей Кони было принято говорить:
Этим речам нельзя подражать, но по ним нужно учиться.
Характерно разнообразие их формы и содержания.
Арсеньев К.К. по этому поводу, в свое время, писал, что дар психологического анализа у Кони соединялся с темпераментом художника.
Современники отмечали, что Кони, как прокурор, не оказывает давления на судей, не громит подсудимого. Он лишь умело группирует улики, анализирует их, устраняет возможные сомнения, и постепенно виновность подсудимого становится очевидной и бесспорной.
Он был противником механического приложения статей закона и считал необходимым тщательно изучать каждое дело. В судебную деятельность Кони внес творчество учителя: учителя правосудия, учителя глубокого психологического анализа, без которого немыслимо понимание поступков человека, учителя человеколюбия, без которого немыслим правый суд, учителя того истинного красноречия, которое находит простые, но настоящие слова, проникающие в сердце и ум человека.
Его обвинительная речь «По делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем»* — шедевр русского судебного красноречия. Не речь, а роман из жизни семьи Емельяновых.
* Кони А. Ф. Избранное / Сост., вступ. ст. и примеч. Г. М. Миронова и Л. Г. Миронова. - М.: Сов. Россия, 1989.
В этой речи А. Ф. Кони показывает себя блестящим знатоком человеческой психологии, дающим в нескольких штрихах характеристику действующих лиц судебной драмы. Выяснив главную «пружину» убийства жены Егором Емельяновым — страсть — Кони в простом разговорном стиле рисует нам твердый и злобный характер Егора, безвольный — его жены Лукерьи, бойкой Аграфены.
Опережая события, скажу, что суд признал Емельянова виновным в "насильственном лишении жизни своей жены, но без предумышления и по обстоятельствам дела заслуживающим снисхождения". Его отправили на 8 лет на каторгу и лишили всего состояния.
Очень поучительны «Советы лекторам» А. Ф. Кони, в которых ему удалось в краткой, изящной и доступной форме изложить основы риторики*.
* Кони А.Ф., Избранные произведения, М., Изд. "Юридическая литература", 1956 г.
В этих «Советах лекторам» А. Ф. Кони говорит молодому оратору в плане подготовки речи (сборе материала, составлении плана, написании речи) о том, что план речи надо мысленно пробежать перед каждым выступлением. Боязнь слушателей для молодого оратора преодолевается трудом предварительной подготовки. Следует говорить громко, ясно, отчетливо (дикция). Чаще менять тон речи, он не должен быть назидательным, его надо то повышать, то понижать, говорить, то в миноре (грустно), то в мажоре (бодро, весело).
Жесты оживляют речь, но пользоваться ими надо осторожно, жесты должны соответствовать смыслу слова, а не надоедать. Слушателям они приятны, если оригинальны и разнообразны.
Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей: слушатели смотрят на лектора, им приятно, если и лектор смотрит на них — этим завоевывается расположение к лектору, однако, не должно быть одной точки, куда «упирается» его взор.
Лектору требуется выдержка, никакие помехи не должны на него действовать (газеты, бинокли, шорох страниц, плач ребенка и даже лай случайно забредшей собаки), лектор должен делать свое дело.
[frame align="left"] Интересно, что бы он сказал, знай о засилии и повсеместном использовании мобильных телефонов везде, где только можно.... [/frame]
Форма речи должна быть простая и понятная, иностранные слова допустимы, но должны быть объяснены коротко и ясно. Лирика может быть в речи, но ее должно быть мало и она должна быть искренней, как и вся речь. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но говорить трогательное надо сухим, протокольным тоном, холодно, бесстрастно, иначе слушатели не будут тронуты.
Чтобы лекция имела успех, надо:
- завоевать внимание слушателей;
- удержать внимание до конца речи.
Привлечь внимание можно чем-нибудь простым, интересным и близким, тем, что, наверное, переживал каждый.
Удержать внимание можно:
- краткостью речи — отсутствием всего лишнего;
- быстрым движением речи — упругостью мысли — чтобы слов было мало, а мыслей, чувств — много;
- краткими освежающими отступлениями (примерами, историями).
Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом, чтобы не только по содержанию, но и по голосу лектора было ясно, что дальше говорить нечего.
Уже на восьмом десятке лет, когда в России установилась новая власть, Кони сделал новую карьеру — стал лектором. Библиотеки и больницы, заводы и фабрики, Пролеткульт и Балтфлот — всюду, где бы он не выступал, его слушали с величайшей охотой. Лекции его были на самые разные темы: он читал о Пушкине, Льве Толстом, о Пирогове, о воспитании детей. Где бы и о чем бы не говорил Кони, его речь страстно твердила о том, как прекрасна человеческая совесть, сколько счастья в служении добру. Лучше всего об этом говорят собственные стихи Кони:
Напутствовать юное хочется мне поколение,
От мрака и грязи умы и сердца уберечь.
Главным требованием Кони к молодым ораторам было, в сущности, то же, что и у Цицерона, чтобы юрист был человеком, в котором общее образование должно идти впереди специального.
От себя бы добавила – неважно, каким способом оно будет получено, это общее образование. Будет задействована для этого мягкая мебель, офисная мебель или жесткий стул. Главное, что останется у человека в голове.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru/!